Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! ЛИРИЧЕСКИ...
О РЕПЕТИЦИЯХ
Первая репетиция — как первая любовь, она не
забывается! Подготовьтесь к этому свиданию, актеры должны почувствовать, что
сегодня особый день. Вряд ли нужно разбивать бутылку с шампанским о
режиссерский столик, и тем не менее... Режиссер-стажер, выпускник ГИТИСа, ученик очень
хорошего педагога, приступал в Театре им. Гоголя к своему первому спектаклю. Я
пришел, чтобы представить его коллективу занятых у него актеров. Одиннадцать
часов — начало. Режиссер прибегает точно к одиннадцати — не раньше, не позже.
"А где роли?" — спрашиваю я у режиссера. Он обращается с тем же
вопросом к помрежу. Бегут к заведующему труппой за ролями. Роли не разобраны и
не подписаны. Торжество не получилось. Всю вину беру на себя — я должен был
проверить готовность. Но и он тоже испортил себе праздник. В театре этот
режиссер не удержался, впрочем, не только по причине сорванного начала. Я пришел домой к народному артисту СССР Иосифу
Михайловичу Туманову, тогда главному режиссеру Театра им. Пушкина. В передней
слышу его голос — что-то читает вслух. Робко вхожу. Оказывается, он читает
вслух пьесу, которую начинает ставить в театре. "Я всегда перед первой
встречей читайо пьесу вслух: проверяю ритмы, вдруг какое-нибудь ударение в
слове не там сделаю. Потом слова иностран- 37 ные... Не всегда могу сразу объяснить, попадаешь в
неловкое положение!" Последуйте примеру мастера, это полезно. Экземпляр пьесы готовится к встрече с актерами. Обычно
даже пьесы классиков, как русских, так и зарубежных, подвергаются необходимым
сокращениям, иногда кардинальным — по сценам, иногда не существенным — по
отдельным фразам. Происходит это по самым разным причинам. Все сокращения
должны быть произведены до того, как актеры получат свои роли, иначе может
начаться сражение за каждую реплику. Атмосфера в театре особенно важна для молодого, еще не
искушенного в театральных дрязгах работника — режиссера или актера. Тут
решающее значение имеет поведение старожилов, руководителей. Не могу не рассказать о начале своей режиссерской
деятельности. В первой же работе, спектакле "Надежда Дурова" в
Саратовском театре им. К. Маркса, я столкнулся с непреодолимыми трудностями:
сказать, что репетиции шли неорганизованно, не в творческой атмосфере — это
значит, ничего не сказать. Актеры моего присутствия элементарно не замечали.
Иногда я прорывался с какими-то предложениями, но эти робкие попытки оставались
без внимания, и я был задавлен анекдотами, историями, рассуждениями о ходе
войны и мечтал только о том, чтобы скорее закончилась репетиция. Иван
Артемьевич Слонов, "первач" и бывший "любец" —
герой-любовник, блестящий актер и саратовский божок, наблюдал за происходящим и
как-то, после одного из таких кошмаров, подозвал меня к себе и сказал: "У
тебя так дело не пойдет. Значит, так: я завтра опоздаю на репетицию, а ты меня
не впустишь". |