Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Всеволод Вишневский предоставил в своей знаменитой,
ставшей уже классической "Оптимистической трагедии" абсолютно
законченные миниатюры: Анархист, пришедший в отряд на помощь Вожаку, — стихия
анархизма, переходящего в обыкновенный бандитизм, два пленных офицера —
трагедия нелого поколения; разве можно играть такие "эпизоды" без
максимальной эмоциональной отдачи, без найден- 49 ной острой формы. И не случайно назначение на такие
эпизоды никогда не встречает протеста. Гораздо сложнее обстоит ситуация, когда приходится
работать не с автором, а РАБОТАТЬ ЗА АВТОРА, т. е. самому сочинять образ, придумывать линию
поведения и главное — верно определить, зачем этот эпизод нужен в спектакле. Прежде всего, предлагаю все же разобраться, что
следует понимать под словом "эпизод". Л ю б о е появление на сцене —
роль! Подход исполнителя к самой малюсенькой роли ничем не отличается от работы
над центральной ролью. Очевидно, определение маленькая роль будет точнее. Роль
— но маленькая. Маленькая — но роль!!! Я сохранил студенческие записи декабря 1940 года,
сделанные на диспуте в Доме актера. "Эпизодическая роль" — как
дипломатично устроители диспута вышли из положения, и все остались довольны! Мне больше всего понравилось выступление Николая
Васильевича Петрова: "У актера прежде всего должна быть жажда играть!
(выделено мной. — Б. Г.). Он не имеет права терять время, выходя на
сцену в эпизоде, а должен проводить его с предельной пользой! Эпизод —
тренировка для будущего рекорда". Актер Художественного театра Борис Яковлевич Петкер,
ранее выступавший и в провинциальных театрах, и на сцене Театра б. Корша,
утверждал, что у эпизода должна быть прежде всего форма — тогда эпизод играть
интересно. Он вспомнил, как впервые выступил в Художественном театре в роли
(если ее можно назвать ролью) Второго члена суда в спектакле
"Воскресение". И именно на этом материале он практически осознал, что
работа над таким эпизодом не менее интересна и часто значительно труднее, чем
над большой ролью. Его Член суда очень внимателен к прокурору, следит за
отношением его к Катюше Масловой и выражает свое отношение к присутствующим
через незначительные внешние, но важные для него детали. В капле времени — мир
человеческой души. |