Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 56 труд, — определяет необходимость и место в спектакле
эпизода или маленькой роли. Иначе самый блистательный эпизод останется вставным
чужеродным телом и будет мешать действию. На ролях так называемого второго
плана режиссер подтверждает концепцию спектакля, дает атмосферу, фон. В "советском" репертуаре перед режиссерами и
драматургами вставала явно невыполнимая задача — провозгласить в убедительной
форме торжество партийной правды. Одними парадами, массовыми песнями не
обойтись, поэтому и в театральных спектаклях, и в кинофильмах был один надежный
выход: появление, как в "деус махина" секретаря обкома партии или
члена ЦК — не ниже, но и выше лучше не трогать. Они молниеносно разрешали
трудности, ставили все точки над "и". Это были не эпизоды, не
маленькие роли, а просто пересказанные газетные передовицы. На эти необходимо
ненужные повинности выходили самые авторитетные — по официальным показателям:
званиям, количеству орденов и т. д. — актеры, чтобы своей личностью,
признанием, заработанным на подобных ролях, выручить авторскую и режиссерскую
беспомощность и, так сказать, облагородить сценическую ситуацию. В Театре им. Гоголя,
например, на этом поприще страдал прекрасный актер Борис Петрович Чирков,
человек чудесного юмора и большого сценического и человеческого обаяния. Образ
Максима из ставшей классической трилогии поднял его на головокружительную
высоту — рядом с Чапаевым, но если Чапаев погиб, то с Максимом никак не могли
распрощаться, и в последующих фильмах Чирков опять появлялся в этом облике.
Правда, Бориса Петровича спасало здоровое понимание безвыходности ситуации, и
поэтому он не расстраивался — "а что делать?". Николай Павлович Акимов в Ленинградском театре комедии
поставил комедию Лопе де Вега "Валенсианская вдова". Блестящее
оформление (впервые были применены светящиеся краски), испанские страсти — все
было на месте, но остроумнейшему выдумщику Акимову не хватало иронической ноты,
без которой для него спектакль существовать не мог. И любимая нота прозвучала в
полную силу: он придумал бессловесный персонаж — уличного торговца, продающего
сладости, напитки, сувениры, — мелкого предпринимателя. Если в 1-й картине он
скромно предлагал бесчисленным поклонникам неприступной вдовы кружку воды,
чтобы»промочить горло после длительной серенады, то от картины к картине его
благосостояние росло на глазах |