Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не знаю, быль это или вымысел, но в театре, во всяком
случае, взяли этот нехитрый прием на вооружение. И название он получил
"белая собачка". Принцип прост до слез: в любое произведение
вставляется какая-нибудь деталь, не имеющая никакого отношения к смыслу
спектакля, сцены. Со стороны руководства все силы направляются на то, чтобы
убрать эту деталь, со стороны творческого коллектива — оставить. Затем
коллектив отступает на заранее подготовленные позиции, и спектакль спокойно
выходит в свет. Это, как понимаете, принцип негативный, но то, что в оформление
включается деталь, по-новому заставляющая посмотреть на сцену, — это бывает
чрезвычайно интересно. Особенно талантливо умел находить такие детали Николай
Павлович Акимов, художник и режиссер. 102 "Школа злословия" Шеридана во МХАТе.
Художник Н. Акимов. Великолепная стильная комната в родовом доме Чарльза. На
стене, среди старинных портретов знаменитых предков, — крыса, пригвожденная
шпагой к стене. Деталь, меняющая отношение к дому. Не помню, к сожалению, спектакля в Ленинградском
театре комедии. Художник тот же — Николай Павлович. В квартире — обычный
ремонт. На втором этаже пусто, хотя здесь тоже начался ремонт. Очевидно,
рабочие ушли. На полу стоит ведро с краской, кисти. И одна пустая бутылка
водки. Вторая картина: все без изменений, на втором этаже рабочих опять нет. То
же ведро с краской, кисти. Две пустые бутылки из-под водки. Как проходит ремонт
— становится ясно. Мне пришлось побывать в квартире одного крупнейшего
советского писателя (по начальственному положению в тогдашнем Союзе писателей,
а не благодаря своим творческим заслугам). Потрясенный старинной антикварной
мебелью в его кабинете, я случайно увидел, даже не на очень укромном месте, на
письменном столе металлический инвентарный номер. Мебель-то не его, а по
должности передается. Прекрасный кадр для кино, в театре его заметить, очевидно,
будет трудно. Талантливое грузинское трио театральных художников, А.
Коча-кидзе, О. Славинский и А. Чиквадзе, оформили спектакль "Пока арба не
перевернулась" Иоселиани. Дом крестьянина Агабо они устроили в огромном
дубе. Этим художники подчеркивали народный уклад жизни старика. Комната,
расположенная внутри дуба и вынесенная на первый план, решена сочетанием
старого народного быта и вторгшейся в жизнь современности. Телевизор
соседствовал с "чури" — большим глиняным кувшином для вина, фотографии
из "Огонька" висели рядом со связками лука и чеснока, электрический
чайник стоял на каменном очаге, около которого любил сидеть Агабо. У
почтальона, принесшего Агабо письма от детей, вместо газырей вставлены
шариковые ручки. Жаль, что художники не учли специфики театра и замельчили
подробностями, не сосредоточив внимание зрителей на одной-двух деталях.
Вспоминаю чудесный спектакль "Негр" в Камерном театре (ЗО-е годы), в
котором в центре сцены, в комнате героини, висела огромная маска негра. В ней
читалась вся трагедия, заключенная в пьесе, происходящая с героями. Так и
осталась в памяти маска — символ беды, которую несет с собой расовая
дискриминация. |