Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Предлагаю условный рабочий термин: ПАУЗА — МОНОЛОГ РЕЖИССЕРА, в ней его авторство или, вернее, — соавторство. Она —
образное выражение идеи спектакля. Не надо спорить — чьим оружием является
пауза: актера, режиссера или заложена в тексте автором. Снимаю с обсуждения
"многозначительную паузу", прикрывающую сценическую пустоту, когда
актер "делает вид", что думает или чувствует что-либо. Это, по
выражению Л. М. Леонидова, — дырка. Любая пауза, даже когда она на первый
взгляд останавливает жизнь на сцене, непрерывность сюжета, — должна быть действенной. Найдена пауза, дающая эмоциональный толчок, и действие
взрывается с новой силой. В паузе заключена огромная сила воздействия, и
поэтому с ней необходимо обращаться с осторожностью, если ею злоупотреблять, то
она будет производить обратное впечатление. Зато когда среди поступков, мыслей,
захлестывающих, как это часто бывает в жизни, всех участвующих в спектакле,
наступает тишина, пауза, когда героям пьесы — и зрителям! — необходимо оценить
происшедшее, принять какое-либо решение и продолжать жить — действовать! —
тогда пауза производит неизгладимое впечатление. К. С. Станиславский называл
такие паузы ГАСТРОЛЬНЫМИ. Прочитайте его режиссерский план "Отелло" —
в нем вы найдете образцы таких пауз. Великая пауза, которая подчиняет своему эмоциональному
воздействию, заставляет всю страну вспомнить трагическое прошлое и молча
осмысливать сегодняшний день, — МИНУТА МОЛЧАНИЯ. В паузе режиссера — комментарий к действию, отношение
к героям, композиционное и жанровое решение. Пауза может расширить действие,
остановить его развитие или, наоборот, продолжить его. Чаще всего пауза в
режиссерской композиции используется в прологе, 106 своеобразной увертюре, и в финале, который может все
перевернуть неожиданно для всех и даже для автора. В старом театре о немногих актерах говорили
уважительно: "Он может держать паузу" — его молчание красноречиво, он
может наполнить паузу сложной гаммой чувств и мыслей. На паузу нужно заработать
творческое право! Не стыжусь признаться — однажды попал в неловкое
положение: посмотрел фильм Ю. Райзмана "Частная жизнь", серьезное
размышление о судьбе директора крупного завода, ушедшего на пенсию и впервые в
своей многотрудной жизни, не оставляющей ни минуты для того, чтобы остаться
наедине с собой, попытавшегося посмотреть на себя со стороны и что-то изменить.
На меня произвел большое впечатление монолог директора — М. Ульянова в финале:
он получает приглашение придти к министру, очевидно, за новым назначением. Он
лихорадочно собирается на решающую встречу, и в этот момент перед ним проходит
вся его "частная жизнь", во время которой он многое передумал,
перечувствовал, все свое прошлое и настоящее. Пойдет ли он к министру? Этот
сложнейший вопрос решать не только ему, но и зрителям. Очень сильная сцена. |