Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! На одной из репетиций зашел творческий разговор о форме
современного монолога, и я порекомендовал нашим актерам посмотреть
"Частную жизнь". Через несколько дней они подошли ко мне и с
недоумением сказали, что никакого монолога в фильме нет. Я стал спорить —
великолепно запомнил мизансцену одевания Ульянова, как он замедляет все
движения, решая свои проблемы. Актеры стояли на своем — монолога не было!
Разговор принял принципиальный характер, я не поленился и пошел смотреть фильм
во второй раз, что делаю в исключительных случаях. И, действительно, монолога
не было. Зато была грандиозная по актерскому мастерству пауза, назовем ее
внутренним монологом: когда актер проговаривал его в ритме процесса одевания,
совмещая физические действия — застегивание рукавов сорочки, завязывание
галстука — с мыслями, мелькавшими в сознании директора — замечательного актера
Михаила Александровича Ульянова. И я увидел тончайшую, филигранную работу
режиссера Юлия Яковлевича Райзмана, заставившего нас, зрителей, думать,
сомневаться, искать выхода вместе с героем. Актер был почти неподвижен: статуарная мизансцена,
главное в ней — устремленный взгляд в зеркало — диалог с самим собой, взгляд 107 внутрь себя. Итак, пауза — в неподвижности? Ответ дать
невозможно и не нужно. Напомню несколько исторических примеров пауз у
выдающихся актеров прошлого, о которых остались воспоминания. В. Н. Давыдов
рассказал о М. Г. Савиной в "Ревизоре": "Особенно хороша была
сцена, когда Мария Антоновна сидит и молча мечтает о будущем. Это был шедевр,
которому потом подражали все исполнительницы дочки Городничего". Знаменитый трагик, гастролер Павел Орленев, пишет о
том, как играл Освальда в "Привидениях" Ибсена: "...Во втором
акте мой Освальд, наполняя жуткой тоской большую паузу, напевает сквозь зубы
какой-то мой собственный, полный глубокой тоски мотив... Я перед припадком
прогрессивного паралича барабаню возбужденно по оконному стеклу, то же повторяю
я, барабаня по стеклянному абажуру лампы, стоящей на столе". В историю русского театра вошла ставшая хрестоматийной
пауза Александра Павловича Ленского в роли Бенедикта ("Много шума из
ничего" Шекспира). О ней упоминают и Станиславский, и Мейерхольд как о
классическом примере "предыгры". Необходимо привести рассказ о
Ленском в полном объеме: Бенедикт подслушивает разговор друзей (подстроенный
для его розыгрыша) о том, что Беатриче в него влюблена. "Бенедикт стоит и
долго смотрит на зрителей в упор с ошеломленно застывшим лицом, вдруг где-то в
глубине губ, под усом, вдруг дрогнула какая-то жилка. Теперь смотрите
внимательно: глаза Бенедикта, все еще сосредоточенно застывшие, но из-под усов
с неумолимой постепенностью начинает выползать торжествующе счастливая улыбка:
артист не говорит ни слова, но вы чувствуете всем своим существом, что у
Бенедикта со дна души поднимается горячая волна радости, которую ничто не может
остановить. Словно по инерции вслед за губами начинают смеяться мускулы щек,
улыбка безостановочно разливается по дрожащему лицу, и вдруг это бессознательно
разливающееся чувство пронизывается мыслью и, как заключительный аккорд
мимической гаммы, яркой радостью вспыхивают доселе застывшие в недоумении
глаза. Теперь уже вся фигура Бенедикта один сплошной порыв бурного счастья, и
зрительный зал гремит рукоплесканиями, хотя артист не сказал ни слова, теперь
начинает свой монолог". |