Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Комментарий
к невообразимо длинному монологу Иванова
больше всего похож на параллельный текст, созданный артистом рядом с авторским,
чеховским текстом. Смоктуновский создает и подробно расписывает внутренний
монолог своего героя, ничуть не менее изощренный и разнообразный, чем
собственно авторский текст. Можно сказать, что он набрасывает вдесятеро большее
количество оттенков состояния героя, чем в силах уловить даже самый
внимательный зритель. При этом, давая мельчайшие подробности и нюансы
внутреннего самочувствия героя, он весьма скуп в описаниях как это
выражается во внешнем поведении. К диалогу со Львовым несколько пометок: «Говорит со Львовым не свысока, а с высоты. Гордый, гордый человек. Хорошо бы пальцами-щелчками создать хронометр — время». Комментируя
объяснения Иванова с Саррой, уговаривающей его остаться дома, провести вечер с
ней, Смоктуновский отмечает: «Разговаривает с ней как с ребенком, с маленькою..»
и тут же: «ВЫПОЛНЯЕТ
УКАЗАНИЯ ДОКТОРА». То
есть не от себя, не по душе, а, выполняя медицинские предписания, проявляет он
заботу и нежность, насилуя себя. Но никаких указаний, как выразить этот двойной
план в интонации и поведении Иванова: «Он
ПРЕДЧУВСТВУЕТ, ЧТО ЧТО-ТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ,
ОН ЧТО-ТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ. Она
ПРАВА, ОНА ПОПАДАЕТ ТОЧНО В МОЕ СМЯТЕНИЕ. Но ЕСЛИ Я ОСТАНУСЬ, БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ». Действие второе Предваряющая
запись: «Чехов — вне
настроений человека — непонятен. Сыграть Чехова только словами — это значит совсем не сыграть его». Второе
действие открывается редким в записях Смоктуновского описанием прототипов,
которые что-то могут подсказать ему самому во внешнем облике Иванова: «Корреспондент, сидящий на полу у стены в Сингапуре. Певец на концерте в хореографическом училище: манера двигаться, говорить, смотреть. Один
из президентов фирмы в Новой Зеландии: длинный, неторопливый, достойный». Вряд
ли тут артист описывает реальные впечатления от реальных людей. Скорее это
фантазии на тему человека в предельно чуждом пространстве: певец на
хореографическом вечере, корреспондент у сингапурской стены... Варианты на тему
«свой среди чужих»: «длинный, неторопливый, достойный». Смоктуновский
наделил своего героя неправильным изяществом облика, особой воздушной походкой,
нервной подвижностью аристократических рук. Было понятно, почему к этому
Иванову тянутся окружающие, почему сходят с ума женщины. И вместе с тем он был
бесконечно, как-то царственно одинок, все время как будто зяб и не мог найти
покойного места. |