Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Следом
за описанием людей, чьи черты что-то подсказывали во внешнем облике героя, Смоктуновский выписал стихотворение
Блока: «Как тяжело ходить
среди людей и притворяться непогибшим..». Смоктуновский
как бы сдваивает впечатления от реальных людей и поэтический образ «живого
мертвеца». Эта двойственная природа образа Иванова определила его особый
характер. Незадолго
до мхатовской премьеры Иванова сыграл в Ленкоме Евгений Леонов. Он играл
чеховского героя вариантом дяди Вани —дюжинным человеком, — Ивановым, чья
жизнь и драма не претендуют на исключительность. Леонов играл Иванова как
характерную роль. Смоктуновский играл
Иванова лирическим героем. И, как в случае
с образом в стихах Блока, дистанция между зрителем (читателем) и образом
оказывалась резко сокращена. Этот Иванов воспринимался сидящими в зрительном
зале как человек необыкновенно близкий, на чьи поступки, реакции, слова
невозможно смотреть со стороны и оценивать их беспристрастно. Иванов выделялся
белой вороной среди окружающих его персонажей, сыгранных как характерные роли.
На вечеринке у Лебедевых он был героем трагедии среди водевильных персонажей.
В нем, по определению Смоктуновского, жила тайна и мучило чувство вины. Он томился. Смоктуновский
определил внутреннюю сквозную линию 2-го акта: «Весь этот акт хочет уехать, но как же Сарра, как
же уехать от нее!» Чувство
тоски растет. Он уже не просто мечется из дома в гости, но хочет вырваться
отсюда совсем. Но не пускает чувство вины и ответственности. Ища
привлекательные черты в Иванове, которые бы позволили ему понять и принять
этого человека, Смоктуновский отмечал его совестливость: не ищет виноватых,
всю вину берет на себя: «ОН
ПРЕКРАСЕН ТЕМ, ЧТО НИКОГО НЕ ВИНИТ — ПРЕДПОЛАГАЕТ,
ЧТО ВИНА В НЕМ». Он
ощущает свою отдельность от окружающих людей, и воспринимает ее тоже как свою
вину: «Вина в том, что чувствую, что совсем-совсем другой. Здесь может совершиться непоправимое. Шабельский тут.
Боркин распоясался И
НАХОДИТ ПОДДЕРЖКУ». Центр
действия — встреча с Сашей,
начавшийся перелом в их отношениях, та петля, которая помимо воли захлестывает
людей, которых тянет друг к другу. Смоктуновский укрупняет чувство Иванова к
влюбленной в него девочке-соседке, приподнимает
его. В
записях на полях артист как бы разделяет и раскладывает по полочкам сложный
клубок чувств, которые испытывает Иванов рядом с Сашей: |