Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Работа
над Дорном была для Смоктуновского переломной, роль потребовала определенного
изменения методов и принципов актерской работы, поисков новых приспособлений,
иного общения с партнерами, принципиально иного существования в спектакле. Его
герой больше не был центром, вокруг которого выстраивались остальные персонажи,
он был «одним из...». Не он «раскрывался» во взаимодействии с другими героями,
напротив, они раскрывались во взаимоотношениях с Дорном. Он был своего рода
лакмусовой бумажкой, проявляющей
людей, наблюдателем среди драм нервных обитателей усадьбы возле колдовского
озера. В
актерской тетрадке Смоктуновского появился рисунок огромной буквы «Я», в
которую вписаны десятки «мы». Символическое изображение нового понимания
образа персонажа: личность, собранная, составленная,
скомпонованная из нее самой + отношений с окружающими. Характер, рождающийся на пересечении отношений с
людьми вокруг. Дорна требовалось вписать в сложный рисунок сюжетных линий, переплетения взаимоотношений с другими действующими лицами. Но и
артисту Смоктуновскому требовалось осознать себя не островом в спектакле, а
частью материка. Осознать свое художественное «Я» не чем-то отдельным и
самодостаточным, но связанным тысячами нитей с партнерами по сцене. После
десятилетнего руководства Художественным театром, постепенного «собирания»
мхатовской труппы Олег Ефремов одной из задач постановки видел демонстрацию
возможностей новой общности актеров: мхатовского ансамбля. И задача была
разрешена. Анализируя «Чайку» 1980 года, историк МХАТа подытожит: «Мхатовский
актерский ансамбль, сформированный за десять лет, впервые предстал в своей
внятной, объединяющей силе». И Дорн-Смоктуновский стал одной из внятных
составляющих этого объединенного ансамбля. На
обложку тетради с ролью Смоктуновский обычно
выносит ключевые «ролеобразующие» пометки. Так, для царя Федора пометит: «Тонко думающий, с высокой духовной организацией. Он — сын Иоанна Грозного, сын ОТ КРОВИ И ПЛОТИ,
НО ДУХОМ ВЫШЕ, МНОГО-МНОГО ВЫШЕ». Для
Иванова: «Как
сохранить себя в этом нашем
мире??? За что ухватиться, ЧТОБЫ ЖИТЬ». На
обложке роли Дорна взяты в рамку слова: «Контраст между тем, чем я живу, и тем, как я общаюсь с
окружающими, и еще и еще какие-то моменты. Чем он существует и живет???» |