Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Смоктуновский
проверяет образ Дорна этой растяжкой. Что таится за оболочкой умного
цинизма, мягкой уверенности, благополучной жизни? Все эти внешние аксессуары —
не тот ли самый «вагон из-под устриц», где хранится мертвый человек? На
репетициях Олег Ефремов говорил о том, что «доктор из палаты № 6 и Дорн —
близкие Чехову люди». Оставив под вопросом близость Чехову доктора из палаты №
6, отметим, что подсказка актеру о близости с Чеховым была заманчивой и точной. Весьма
вероятно, что в Дорне писатель отыграл возможный и несбывшийся вариант
собственной судьбы: судьбы доктора Чехова. Написал его как вариант счастливый. Рядом с мучающимися писательскими муками Тригориным и Треплевым (в которых
не без оснований видели авторские проекции, в чьих словах ловили самопризнания и проговорки) Дорн производит
впечатление человека, свободного от сомнений в правильности собственной жизни.
«Я прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом, я доволен», — в его словах нет
бравады и надлома. Любимому персонажу Чехов подарил не только ум, вкус, особый
такт и деликатность, не только чувство изящного, но и особую неуязвимую позицию
наблюдателя внутри драмы, в
которую вовлечены все остальные персонажи. Эту чеховскую слабость к
коллеге-доктору можно объяснять особой близостью автора к фигуре Дорна. Близостью,
о которой говорил Олег Ефремов. Дорн — единственный персонаж в чеховской
драматургии, ни разу не поставленный писателем в смешное или унизительное
положение. Исключение: чеховские образы нянек (Марина из «Дяди Вани»). Замещая отсутствующую в
«Чайке» няньку, Дорн близок им чисто функционально: наперсник, с которым можно
поделиться, утешитель, вовремя дающий валерианки, соды или хины, теплая
жилетка для всех желающих поплакаться... Как противовес этой «нянькиной ноты»,
Смоктуновский и искал в Дорне —
Чехова. «Дорн,
в сущности, как Чехов, совершенно одинокий человек. В каждой роли можно найти
себя, но черт Дорна во мне нет, благодаря моей жене, которая создала мой дом,
семью, да и меня самого...» — скажет артист пять лет спустя. Для
Смоктуновского всегда был важен масштаб играемого героя. И потому так значим
этот вынесенный на обложку внутренний «манок»: Чехов. Сыграть Чехова, не
ставшего писателем, прожившего жизнь врачом, но оставшегося Чеховым. Это давало
необходимый масштаб личности провинциального доктора. Смоктуновский, парадоксально
сблизив его с Чеховым, играл Дорна талантливым человеком. Не талантливым
врачом, а именно человеком, талантливо живущим. Его Дорн был красив:
врожденное достоинство плавных движений, свободное изящество поз и жестов.
Казалось, талант этого человека, неосознанный им самим, не выразившийся в слове
или рисунке, — пропитал тело, одухотворив его. Этот Дорн талантливо двигался,
сидел, молчал, слушал. «Дорн. Трость. Шляпа. Брови домиком и этакое грустное,
легкое напевание и ирония, добрая, в сущности, но ирония». |