Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Действие первое В
пьесе появление Дорна в усадьбе Аркадиной на спектакле Кости специально не
обговаривается: старый друг дома, видимо, часто проводит здесь время, был здесь
вчера, сидел допоздна, беседуя с хозяйкой, будет на следующий день. Смоктуновский начинает первое действие пометкой: «Пришел сюда успокоить Костю в этот
момент». Первая
реплика даст общий тон работы. Смоктуновский
в этот раз ищет центр тяжести не в своем герое, в его отношении к
окружающим людям. Из пометок первого акта: больше половины посвящено общению
Дорна с окружающими, его оценке общей атмосферы, наконец, общению самого
артиста с его партнерами. Для сравнения, в первом действии «Иванова» отношению
Иванова с окружающими было посвящено меньше трети записей. Пометка не столько
мотивирует, почему Дорн пришел сюда, сколько его внутреннюю задачу: успокоить
Костю. Дорн появляется в сопровождении Полины Андреевны, женщины, от которой он
давно устал. На полях Смоктуновский помечает: «Терпелив. Тактичен. Главное сейчас — не
обидеть ее. Сейчас здесь
Аркадина и Треплев, и все
закрутилось, завертелось». Смоктуновский
формулирует тон и задачу разговора: не обидеть, успокоить. Потому что главное
сейчас: Треплев, Аркадина. Мальчик, к которому он привязан, и женщина, к которой его влечет. Она
приехала, обострились все отношения внутри дома, «все закрутилось, завертелось». К
своей многолетней любовнице его Дорн по-человечески привязан, но привязан уже
по привычке, скорее, как к преданной домработнице, сделавшей много хорошего, но
совсем не так, как к любимой женщине. Ее присутствие привычно и надоело, как
надоели разговоры, явно повторяющиеся не раз и не два. У
Чехова взаимоотношения Полины Андреевны и Дорна написаны жестко: стареющая
женщина мертвой хваткой вцепилась в уставшего от нее пожилого любовника. И он,
сохраняя вежливость, пытается соблюсти видимость
приличий. Смоктуновский вводил в отношение Дорна к Полипе Андреевне
важный мотив вины: «Чувствую непонятную
вину перед ней, и оборвать эту ниточку не могу». Вина, которую
человек разлюбивший всегда испытывает перед предметом своей бывшей любви,
объясняла жесткость его героя. Ни с кем
мы не бываем так глухи и жестки, как с людьми, перед которыми ощущаем себя виноватыми. Его Дорн
чувствовал себя виноватым, потому что знал, что больше он не мог ничего дать
этой женщине с умоляющими глазами и наступательными
интонациями. И растущее раздражение гасилось доброжелательностью и иронией.
Ирония была в выборе романса: |