Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Романс „Не говори, что молодость сгубила". Соль минор. Поет еще и потому, что в курсе всех этих
обстоятельств и напевает поэтому». В
тетради аккуратно переписаны слова романса целиком. И здесь и далее все
обрывки, которые напевает Дорн, Смоктуновский выписывает дня себя полностью. С
одной стороны, для него необходимо «полное» знание о своем герое. С другой —
Смоктуновский в своих тетрадках
набрасывает необычайно плотную партитуру
роли, прописывая те моменты и детали, которые как бы и не понадобятся.
Чтобы промурлыкать несколько музыкальных
фраз, не нужно запоминать романс целиком, но Смоктуновскому важно, что
Дорн-то знает этот романс, а значит, и ему, артисту это знание необходимо. Смоктуновский
не оставляет пустых
незаполненных мест. Если даже разговаривают и действуют другие персонажи, а его герой только присутствует на сцене, артист детально
«прописывает», чем занят, что чувствует, о чем думает в эти моменты его герой.
Роль рождается «из сора»: из
выученных слов романса, из точно наеденного физического самочувствия, из смеси
противоречивых и мимолетных настроений
и ощущений, из постоянного усложнения и без того неоднозначного чеховского
образа. Роль
строится из отрывков, клочков, пустяков,
из переписанного целиком
романса, а потом все это разнородное, вибрирующее, с трудом соединяющееся
собрание, объединяется единой задачей: «Все время нащупывает идею жизни». В этой
одной из важнейших ключевых пометок парадоксально сошлись абстрактное понятие
«идея жизни» и предельно
физически конфетное «нащупывает». Дорн
искал общую идею жизни в конкретных судьбах
конкретных людей. В их взаимоотношениях, страстях, эмоциях, в поворотах их существований искал некий общий смысл, «логику судьбы». Образ
человека, пытающегося понять жизнь, нащупать ее смысл, — центральный для
артиста. «Я понять тебя хочу, смысла я в
тебе ищу», — могли бы повторить и его Мышкин, и его Федор, и его Иванов.
Мог повторить и Дорн. Его герои искали этот смысл не как философы: в отважных
авантюрах и приключениях мысли, в законченных формулировках и в абстрактных
понятиях. Искали не как художники: в обобщенных образах, на идеальных высотах
духа. Его герои искали этот смысл на ощупь, вслушиваясь, вглядываясь, вживаясь
в ежеминутную кипящую жизнь вокруг, в
ее мимолетности, в ее капризы: |