Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Места для непонятных ощущений — везде ОН
МНОГОЕ ЗНАЕТ О ЗДЕШНЕМ МИРЕ». В сплетении узоров здешнего мира
пытаются его герои постигнуть логику замысла, цель и предназначение. Смотря
Костину пьесу, Дорн, по Смоктуновскому, реагирует на постепенно сгущающуюся электрическую атмосферу
скандала: «КОСТЯ
НАКАПЛИВАЕТ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ПРИЕЗЖИХ СТОЛИЧНЫХ ШТУЧЕК. ОН ЧУВСТВУЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ КАКОЙ-ТО
ГРОЗЫ». Но в
этом предощущении скандала, Дорн с особой остротой реагировал на пьесу Кости.
Она задевала его образом Мировой души, в которой все души: «И Александра
Великого, и Цезаря, и Шекспира,
и Наполеона, и последней пиявки». Костя задавался вопросами, которые волновали
и Дорна, но отвечал на них с точки
Дорну недоступной («Если бы мне пришлось испытать подъем духа, который бывает у
художников в момент творчества...»). Дорн шел успокаивать Костю, но и
исповедаться ему, оценить собственную жизнь:
«Я прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом, я доволен». По
Смоктуновскому, Дорн говорит о
своей благополучной жизни: «Сожалея. Прожил жизнь без каких-то потрясений.
Спокойно». Пожалуй,
ключевое слово тут «сожалея». Смоктуновский, пересказывая чеховское «прожил
жизнь разнообразно, доволен», вводит дополнительный важный оттенок: прожил жизнь без потрясений,
без больших страстей. И как следующий шаг: сожаление о неслучившемся. Его Дорн
гордится прожитой жизнью, но и сожалеет о непрожитом. Для метода работы Смоктуновского вообще принципиальным
является это постоянное усложнение и без того непростых авторских настроений
той или иной сцены, реплики, образа в целом. Тоска по упущенным возможностям,
по Дорну, каким он не стал, а, может, мог бы («Из меня мог выйти Шопенгауэр,
Достоевский!», — будет кричать дядя Ваня), добавляется к чисто докторскому
исследовательскому интересу и вносит в него лирическую теплоту. Дорн не только утешает молодых Костю, Машу, но
тянется к этой «новой жизни». На полях разговора с Машей, с ее
внезапной и бурной исповедью («Я люблю Константина»), артист помечает: «Она оттуда, оттуда... Они???
Мне интересны как жизнеутверждение». И
рядом: «ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ МЕНЯ ПАРТНЕР? А НЕ
ТОЛЬКО Я, НЕ ТОЛЬКО МОИ БОЛИ». Задача
артиста и задача его персонажа оказываются странно сдвоенными: понять, что для
тебя люди вокруг, и выстроить отношения с ними. Именно
на полях первого акта нарисовано «Я», составленное из маленьких «мы». Дорн
строился как «Дорн+Маша», «Дорн+Костя»,
«Дорн+Полина Андреевна», «Дорн+Сорин» и т. д. Можно добавить,
что этот символический рисунок в определенной мере давал альтернативу Мировой
душе. Там «Мы», в которое влились мириады «я». Здесь «Я», вобравшее тысячи
«мы». |