Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Итожа
первый акт, Смоктуновский пишет
то ли от лица Дорна, то ли уже от собственного лица актера Смоктуновского: «ЧТО
ДАДУТ ОНИ, ЭТИ ЛЮДИ, МНЕ, — ДАЖЕ В ЧТЕНИИ. СЮДА,
СЮДА, ЗДЕСЬ ЕСТЬ С КЕМ ПРИМЕНИТЬ СВОЕ
МИРООЩУЩЕНИЕ». Действие второе Открывается
пометкой: «Утро, утро, раннее утро». В
чеховской ремарке: «...полдень. Жарко...». В постановке О. Н. Ефремова
действие происходило почти все время
в полусумерках: утра или вечера. Взлетающие занавеси, прохладные тона одежд
персонажей и декораций давали ощущение
прохлады. Ни зноя, ни резкого солнца: мягкая дымка окутывала персонажей. Точно
недавно прошел дождь, и все дрожит и бликует, и люди растворены во влажном
мареве: «Ночевал здесь». Редкое
у Смоктуновского замечание, характеризующее физическое самочувствие персонажа:
ранний подъем в чужом доме, необходимость принять предложенные хозяевами
обстоятельства, приспособиться к ритму чужой жизни с ее чтением романов вслух, женским кокетством, требованием
докторских рецептов от старости... Состояние, где усталость соединена с раздражением: «Вы читаете только то, что не понимаете. Такие и читаю. Вы читаете Бокля и Спенсера, а знаний у вас не больше, чем у сторожа. по- вашему, сердце сделано из хряща, земля на китах. Земля круглая. — Отчего вы это говорите неуверенно?» Дорн,
по Смоктуновскому, не обольщался
относительно людей, с которыми свела его судьба: видел их ограниченность, мелочность, эгоизм. Как видел и
понимал своих героев Чехов, как видел персонажей «Чайки» Олег Ефремов. Но и
для автора, и для режиссера, и
для актера точное докторское рентгеновское «видение» отнюдь не сводилось к
«разоблачению». После саркастических замечаний итожащая фраза артиста о позиции
Дорна: «ЕГО
НАКЛОННОСТИ: ВОТ ПОТОМУ-ТО, ЧТО ВСЯКИЙ, ПО-СВОЕМУ, ПРАВ, ВСЕ И СТРАДАЮТ». Его
Дорн, как и сам Чехов, обладал способностью понимать, что «каждый в своем
праве»: и Сорин, желающий жить и наслаждаться
в шестьдесят лет, и Полина Андреевна, предъявляющая права на своего любовника,
и Маша в своей любви к Константину,
и Нина в своей нелюбви к
нему... Дорн всех понимал и уставал от этого понимания, от способности к
проникновению в чужие души. Он не судил окружающих, он их понимал. Он знал им
цену, но при этом следовал завету Гамлета: «Обойдитесь с людьми лучше, чем они
заслуживают. Если с каждым
обходиться по заслугам, кто
избежит порки?» Угадывал в каждом скрытое страдание. Принимал собственную
участь и не жаловался. |