Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Сцена,
где Дорн отвечает на жалобы Сорина, помечена Смоктуновским: «ОПЯТЬ
СНОВА СЕРЬЕЗНО». Он не
отмахивался от надоевшего пациента, он излагал
свое жизненное кредо, обычно надежно спрятанное за иронией, за
романсами, за вежливой корректностью:
«лечиться в шестьдесят лет, жалеть, что в молодости мало наслаждался, это, извините, легкомыслие». Эту фразу Дорн произносил
не столько в адрес Сорина, сколько отвечая на свои размышления. «Мне пятьдесят
пять лет, уже поздно менять свою жизнь», — повторит он Полине Андреевне вежливым усталым голосом. И усталость чисто физическая соединится с
усталостью нравственной. Устал сегодня и устал вообще. Снова напомнил себе, что
жизнь прошла и жалеть о ней - глупо. Александр
Калягин, вспоминая о репетициях «Чайки», рассказывал мне «Грандиозно репетировал Смоктуновский. Как всегда долго придумывал всяческие
приспособления, нашел массу черт и деталей,
а потом, отбросив все лишнее, появился изумительным
Дорном: умным, чуточку циничным, усталым,
все понимающим, с каким-то мягким юмором, смотрящим на всех этих людей,
на всю эту жизнь. Он неторопливо двигался, медленно говорил. Казалось, что по
жилам его Дорна кровь уже не бежит
— капает. Он не позволял себе ни одной сильной эмоции. Так женщина, сделавшая
подтяжку лица, боится улыбнуться — все порвется. Так он „боялся" впустить в себя боль Сорина, Треплева или Маши. Впустишь
и — разорвется душа. В последней сцене он заходил в бывшую гостиную и
произносил фразу: „Сколько перемен!" И тут только Смоктуновский
мог найти эту интонацию: фраза звучала,
как констатация, что ничего не переменилось, ни люди, ни ситуация». Принятие
жизни, при понимании ее жестокости, — это был стержень роли Дорна, но и
стержень спектакля, который
ставил Ефремов. «Неси свой крест и веруй»,
— фраза для Дорна слишком патетичная, но он, единственный, жил согласно этой
фразе. Действие четвертое На
полях перед четвертым действием пометка: «Идет вперед беседка!!? Ну-ну!» Придуманная
Ефремовым и Левенталем садовая беседка, которая становилась то летним театром,
где разыгрывалась пьеса, то местом объяснений Треплева с Ниной, Тригорина с Ниной, жила в спектакле самостоятельной
жизнью, свободно путешествуя по рельсам, то подъезжая к авансцене, то отъезжая
в глубину. Смоктуновский, как правило, довольно иронично воспринимал чисто
режиссерские решения, такие, как беседка. Домашний обжитой театрик, в конце
спектакля разбитый, с рваными
белыми занавесками, колышущимися на ветру, был для актера, видимо, слишком
очевидной метафорой проигранной жизни. |