Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Далее
предметы для гордости становятся более земными и простыми: «с достоинством», «знаком с Чичериным», «дворцовый часовщик». Уже не
Леонардо, но человек, вхожий во дворец, человек, занимающий почетную ступеньку
в профессиональной иерархии. Наконец,
следующий шаг по этой
своеобразной лестнице, «заземления» образа: «Достоинство в четком
понимании своего места». Итак,
в семи строчках — путь от Леонардо до человека, чье «достоинство в четком
понимании своего места». Видимо,
артиста выписанные заходы к образу не удовлетворили. И он пробует нащупать
своего Часовщика через национальную характерность: «Старые евреи очень свободны. Сосредоточенность
большая. Евреи стареют глобально. Тонкий еврей». Наконец,
далее: «Библейская мудрость». Часовщик
явно увиден через библейских патриархов, как представитель народа пророков, овцеводов и царей. Отсюда —
свобода в старости и малопопятное: «Евреи
стареют глобально». Но
разговорчивый погодинский еврей-часовщик мало похож на величавого библейского
патриарха. В нем нет ни эпического
покоя, ни широкого жеста, ни приподнятого
тона. Кажется, и сам артист
остался не удовлетворенным своими поисками ролеобразующего стержня. В пометках
к Часовщику непривычно много чисто ситуационных
указаний, даже отмечены те или иные жесты (чего во всех предыдущих
тетрадках артист избегал). И это понятно. После того как артист чувствовал
правду внутренней жизни своего героя, логика характера диктовала поведение.
Если внутренняя логика и правда не были найдены, то оставалось искать правду
каждого отдельного кусочка, каждой отдельной реплики. Ход
кремлевской беседы расписан Смоктуновским буквально «по косточкам». Откомментирован каждый вопрос и каждый ответ. Вопрос
Дзержинского: «Скажите, кто вас обидел?» Пометка:
«Что за человек спросил?» Вопросы
Ленина: «Трудно жить? Голод, разруха, хаос? Устали? Голодаете?» — сопровождены
замечанием: «ЕГО
НЕМНОГО РАЗДРАЖАЮТ ТАКИЕ ВОПРОСЫ». Живая
реакция Ленина на его рассказ, что работал для Льва Толстого, вызвала впервые
симпатию к собеседнику: «Ему понравился В. И.». Его
поведение в Кремле рассыпалось на множество мелких движений и жестов: «Входит
- послушал: часы ходят. Довольно часто посматривал на Дзержинского. Ему не нравится, что перед ним заискивают. Не понимает многого. Проникает во время как
художник». |