Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В этот раз комментарий Смоктуновского
идет не как обычно «в сторону» и «поперек» текста, но впрямую за словами
автора. Рассказ об уникальных вручную сделанных часах Нортона, которые он чинил
месяц, и был вызван на собрание кооператива часовщиков, и получил выговор за медленные темпы,
сопровожден замечанием: «Не торопится. Работает медленно». На
известие, что ему поручают чинить кремлевские куранты, в пьесе Часовщик откликается репликой:
«Кремлевские часы на Спасской башне?!» Смоктуновский расписывает этот момент
подробно: «Не восторг, но революция его как-то коснулась.
Тонко. Ощущение гражданина. Любит Россию. Вспомнил, как
они звучали до революции. Ни в коем
случае не впадать в умиление, что ему поручили куранты». — Нам нужно научить куранты играть
«Интернационал». Научите? — Попробуем заставить. Согласие
Часовщика усилено артистом и,
видимо, режиссером: «ВЫ ЖЕ
ЗАСТАВИЛИ ВЕСЬ МИР ПЕТЬ — ПРОПЕЛ ИНТЕРНАЦИОНАЛ». Любопытно,
что тщательно расписывающий слова романсов Дорна, Смоктуновский слова
«Интернационала» не выписывает. Может быть, и так знает наизусть. Но,
вероятнее, в этой роли собственно правда самочувствия не столь необходима. И
здесь важна и характерна последняя пометка. На финальных репликах Часовщик
догадывается, кто был третий собеседник: «Доиграть, что это Дзержинский». Слова
«сыграть», «доиграть», «отыграть» в актерских тетрадках больше не встречаются.
Добиваясь предельной правды существования своих героев, Смоктуновский, видимо,
не осмысливает свое пребывание на сцене в терминах «игры», «изображения
кого-то». В этом смысле появление слова «доиграть» в роли Часовщика столь же
показательно, как показательно и отсутствие местоимения «я» в отношении к
образу. Во всех предыдущих ролях наступал момент, когда Смоктуновский мог
сказать о своем герое «я», употребить глаголы от первого лица. В роли Часовщика
такого момента не наступило. В
лежащей в архиве тетрадке с ролью 4-го члена ЦК РКП(б) в пьесе «Так победим!»
Шатрова пометок нет вообще. Слова роли аккуратно переписаны Смоктуновским рядом
с печатным текстом. Иудушка
Головлев
Талант есть некая плесень, которая разъедает и заставляет сомневаться, быть недовольным, хотеть еще чего-то. Тысяча вопросов Смоктуновского могли бы свести с ума, если бы у меня не было к нему встречных двух тысяч вопросов. Это соревнование создавало союзнические, даже дружеские отношения в ходе работы, потому что мы вдруг понимали, что нам есть куда тянуться. |