Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Лев Додин Олег
Ефремов пригласил Льва Додина на постановку одного из самых тяжелых и мрачных
российских писателей. Во МХАТе и идею инсценировки романа Щедрина (тоже
Немирович-Данченко нашелся!), и самого пришельца встретили настороженно и
иронически («какой-то Додин прибыл, ну-ну, посмотрим, что за птица»). Между тем
многофигурный, громадный спектакль требовал объединения в работе десятков
людей. «В щедринской работе „новая" и „старая" труппа МХАТ оказались
поставленными лицом к лицу», — напишет позднее мхатовский историк, и далее:
«Сотворчество разных поколений оказалось радостно-мучительным». В процессе
постепенного признания режиссера труппой Смоктуновский сыграл важную роль. Раз
поверив в Додина, отношения не изменил в течение жизни. При всей своей нутряной
нелюбви к режиссерам как к классу, работу Додина оценил высоко, а Иудушку —
тяжко давшуюся роль — относил к любимейшим. Так же как сразу принял и оценил
сценографический замысел Эдуарда Кочергина. Последний запомнил, как, попав в
больницу с инфарктом, получил от незнакомого артиста теплое письмо со словами
поддержки и привета... Первая
запись в актерской тетрадке — автограф Додана
— передает вибрирующий настрой режиссера перед началом репетиций. На
обложке: «Смоктуновскому И. М. с надеждами безграничными, с волнением несказанным, Дай нам Бог мужества! Ни
ПУХА. Л.
Додин 8/1 - 83 г.» Напутствует
как на битву, где надеяться можно только на Бога и собственное мужество. Ниже
под словами Додина взятые в рамки несколько фраз: «Январь Что-[то] пасмурно, но вдруг проглянуло солнце
в окно, как привет и напутствие. Благодарю». Это настрой
артиста. Актерская
тетрадка роли Иудушки Головлева
даже среди исписанных тетрадей Иванова и царя Федора кажется монстром. Три
тысячи вопросов актера к режиссеру и обратно, о которых вспоминает Додин, явно
не относятся к фигурам речи и не являются преувеличением. По мере чтения этих
исписанных на обороте и полях страниц в какой-то момент возникает странное
ощущение, что слабый, мерцающий, едва намеченный контур образа постепенно
наливается кровью живых подробностей, наблюдений, ассоциаций, деталей, догадок,
— на глазах наливается силой и жизненным румянцем, Иудушка на страницах постепенно
обретает сверхъестественную пугающую живость. |