Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Начинается, как обычно, первыми «пристрелками» к характеру, первыми
объясняющими догадками, первыми манками. Неожиданную тональность предлагает
артист истории последнего представителя выморочного рода, уморившего братьев, детей, мать, племянниц, истории Иудушки-кровопийцы: «История борьбы, бойца, завоевания». Потом
на протяжении сотен страниц не раз будет варьировать эту сверхзадачу. Как и в
остальных тетрадках, Иннокентий Смоктуновский в тетрадке роли Иудушки Головлева
меньше всего заботится о
«литературных» достоинствах собственного текста. Десятки раз напоминает
себе сквозное действие роли. Одну и ту же
задачу, мысль «проводит» через многочисленные сцены и повороты сюжета. Сама
плотность его записей в «головлевской тетрадке» превращает чтение его пометок
в своего рода прогулку через колючий кустарник: то и дело «цепляют» неудачные синтаксические обороты, настойчивые
повторы. И снова и снова надо напоминать себе, что тетрадь не предназначалась
для посторонних глаз. И все пометки имели значение сугубо прагматическое, помогая артисту в работе над образом. Додин
ставил спектакль о распаде дома, о вырождении семьи, о смерти рода. В
мистической полутьме сверкали огоньки. Усиленное динамиками биение
человеческого сердца рифмовалось с ритмом литургической церковной службы.
Огромное бесформенное покрывало, напоминающее великанскую шубу, огораживало Головлево. Страшное черное
пространство вплотную подступало к покоям
головлевского дома. Додин и мхатовские актеры искали равновесие между концептуальным
пространством и почти натуралистической физиологической точностью авторского
письма. Умертвия свободно разгуливали по головлевским комнатам, подходили к
кровати, где кряхтел, отфыркивался, постанывал Иудушка, к чайному столу с
обязательным самоваром, с засаленными картами. Историю
распада личности, постепенного схождения в безумие, историю постепенного «выдавливания» из Головлева и из жизни всех родных и близких,
Смоктуновский описывал для себя в терминах боя, сражения: «Пошел навстречу этой борьбе. Вступает в борьбу. Азарт борьбы много сильнее плодов и вкуснее. Надо
ОТСТОЯТЬ ТО, ЧТО Я ЗАВОЕВАЛ. ОТСТОЯТЬ
СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ ОТ И ДО». Акт поделен артистом на отдельные сцены,
где ведутся битвы за Головлево —
со старшим братом, с младшим, с матерью: «1-й акт решение вопроса с — этап действия |