Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Стихотворение М.Ю. Лермонтова “На севере диком” заучивается
группой. Каждая ударная доля соответствует определенной позиции рук, к примеру:
“На севере ” – правая рука вперед, левая, вверх, “диком” – левая в сторону,
правая вверх, - “стоит” – обе вниз, “одиноко” – обе вперед и т. д. Группа
должна повторить всю схему с текстом в движении вперед, назад, по кругу.
Упражнение требует высочайшей концентрации внимания, педагог должен внимательно
следить, чтобы мышцы не были закрепощены от чрезмерного усердия и жесты и шаги
получались бы свободными и широкими. Важным требованием является контроль за
тем, чтобы жест шел “от плеча”. Ритм исполнения упражнения задается педагогом,
он же управляет им, следя за тем, чтобы текст не скандировался, а звучал,
слагаясь в тонально-ритмические группы. Непременным и очень полезным элементом разминки является то,
что упражнения и задания сопровождаются музыкой. Музыкальный руководитель
вправе прервать упражнение, объясняя ошибки с точки зрения чисто музыкальной,
ритмической, он полноправный участник учебного процесса, его роль гораздо более
широка, чем задачи концертмейстера. К примеру, в старшем классе театрального отделения Центра
эстетического воспитания Калининского района Санкт-Петербурга проводились
экспериментальные разминки, в ходе которых обучение пению каноном совмещалось с
чисто речевой практикой, присущей предмету “Сценическая речь”. Причем стоит
сказать, что пение строилось по основе джазовой школы (синкопа, атака и т. д.),
а контроль осуществлялся двумя педагогами. В результате простенькие разминки
вроде пресловутого “Братца Якова” стали основой серии многоголосных джазовых
инсценированных песен на стихи С. Маршака, специально сочиненных музыкальным
руководителем центра Ю. И. Маркевичем. Если говорить о том, какое место занимает разминка в общей
структуре занятия, то это зависит от того, как быстро группа сумеет
“разогреться”, но, если общее время занятия – 3 часа, то вряд ли целесообразно
уделять разминке более 20-25 минут. Перерыв в уроке тоже зависит от того, как
прошла разминка и каков общий ритм занятия. Важно сказать, что к каждому уроку
стоит подходить, учитывая общие законы театрального искусства. Имеются в виду
предлагаемые обстоятельства, сквозное действие, сверхзадача, препятствия, которыми
наполнены занятия. Порой упражнения, предложенные сегодня педагогом к
исполнению и находившие замечательный отклик студентов в работе на других
курсах в данном конкретном случае “провисают” и, при всем старании студентов,
оказываются вымученными. Решение может состоять и в том, чтобы безжалостно
отбросить то, что в прошлом приносило педагогический успех. В самом деле,
изучаемая тема и степень ее освоения являются обстоятельствами сегодняшнего
дня, между учеником и педагогом всегда существует борьба, в которой ошибки
допускают и тот и другой, о препятствиях объективных много говорить не нужно,
так как вся работа по воспитанию актера – тяжелейшая полоса объективных
препятствий, от простого непонимания того, чего от тебя добивается педагог, до
недостатка или, что хуже, отсутствия
таланта. |