Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В определенном смысле, с точки зрения
социологии, педагог часто выступает в
роли манипулятора, ибо: “Манипуляция — это промежуточная ступень от варварства
к цивилизованному влиянию. Манипулятор побеждает не силой, а хитростью и
выдержкой. Его задача — принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы
человеку казалось, что он сам решил это сделать, причем принял это решение не
под угрозой наказания, а по своей доброй воле. На самом же деле он действует под
влиянием тех мыслей и чувств, которые смог вызвать в нем манипулятор, затронув
значимые для адресата “струны души”, или мотивы. Манипулятор — это мастер игры
на чужих мотивационных структурах, или струнах чужой души. И он тем тоньше и
искусней, чем большее количество струн в чужой душе может распознать и
затронуть” . Естественно, нельзя и переоценивать
роль педагога – лидера, абсолютизировать ее. Дело в том, что в педагогике важное
место занимает дидактический принцип сознательности в обучении. Никакой лидер
не сможет “научить” людей, добровольно и сознательно не стремящихся постичь
азы, а позже и глубины театрального
дела. Точно так же невозможно навязывать курсу постановку учебного спектакля по
упражнениям и наблюдениям, руководствуясь лишь собственными амбициями,
ощущениями от предыдущих удач, удачных опытов коллег по цеху. Выбор материала –
постоянный поиск, с правом на ошибку, с обязанностью сомневаться, но не бояться
экспериментировать. Здесь, по нашему мнению, уместно вспомнить высказывание
Л.И. Гительмана, посвященное творческому методу Вс.Э. Мейерхольда: “Не случайно
Всеволод Эмильевич Мейерхольд любил повторять что он недосягаемая мишень для
его эстетических оппонентов, ибо в тот момент, когда они предают его анафеме
за последний спектакль, он уже сам готов отречься от него, так как одержим
новыми художественными идеями и ищет новые средства, новые формы для их
воплощения на сцене” . Важно помнить, что выбирая подобный
материал для работы не обойтись не просто без единомышленников, а без команды,
нацеленной на решение задач, сознательно и добровольно ею перед собой
поставленных. С точки зрения все той же психологии процесс формирования команды
в интеллектуальной сфере необыкновенно увлекателен, но и столь же труден. Как
считают многие психологи, оптимальное количество членов такой команды колеблется
от пяти до девяти. В иных случаях перед нею возникают дополнительные трудности,
связанные с возникновением дополнительных конфликтов, срывов в нормальной ее
работе, личных неприязненных отношений, болезней и так далее. Как правило,
количество студентов курса колеблется в пределах тридцати человек. Понятно,
насколько нелегко организовать творческий процесс в такой группе, тем не менее,
мотивация каждого ее члена должна быть очень высокой. Поэтому одной из важных
задач педагога, а по сути руководителя такой команды является поддержание
высокого мотивационного уровня эффективной ее деятельности. Группа
петербургских ученых – психологов, занимающихся управленческими моделями в
сфере интеллектуальной деятельности, в том числе в области искусства, считает в
этой связи главными в деятельности руководителя принципы: |