Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Форма режиссерских заданий Показ, объяснение и подсказ Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме
словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение
правильно считается основной формой режиссерских указаний. Но это не значит,
что режиссерским показом никогда и ни при каких обстоятельствах пользоваться
не следует. Нет, пользоваться этим важным средством творческого общения не
только можно, но и должно, однако делать это надо умело и с известной
осторожностью. Бесспорно, что с режиссерским показом связана весьма серьезная
опасность творческого обезличивания актеров, механического подчинения их
режиссерскому деспотизму. Однако при умелом его применении обнаруживаются и
весьма важные преимущества этой формы общения режиссера с актером. Полный
отказ от этой формы лишил бы режиссуру весьма сильного средства творческого
воздействия на актера. Ведь только при помощи показа режиссер может выразить
свою мысль синтетически, то есть демонстрируя одновременно движение, слово и
интонацию в их взаимодействии. Кроме того, режиссерский показ связан с
возможностью творческого эмоционального заражения актера режиссером — ведь
бывает иногда недостаточно разъяснить что-нибудь, нужно еще и увлечь. И,
наконец, метод показа экономит время: мысль, на разъяснение которой необходим
иногда целый час, может быть при помощи показа донесена до актера в течение
двух-трех минут. Поэтому нужно не отказываться от этого ценного, но опасного
инструмента, а научиться правильно с ним обращаться. Наиболее продуктивным и наименее опасным режиссерский
показ является в тех случаях, когда творческое состояние актера уже достигнуто.
Находясь в творческом самочувствии, актер не станет механически копировать
режиссерский показ, а воспримет и использует его творчески. Если же актер
находится в состоянии творческого зажима, показ едва ли ему поможет; наоборот,
чем интереснее, ярче и талантливее покажет в этом случае режиссер, тем хуже:
обнаружив огромную пропасть между великолепным режиссерским показом и своей игрой,
актер или еще больше зажмется, или же начнет механически подражать режиссеру. И
то и другое одинаково плохо. Но даже в тех случаях, когда режиссер вовремя прибегает к
показу, следует пользоваться им весьма осмотрительно. |