Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Несомненно, что эта эволюция в методе работы связана с накоплением
опыта, с приобретением определенных навыков, известной сноровки, а отсюда и
необходимой уверенности в себе. Предварительная разработка мизансцен в виде
подробной партитуры также закономерна для начинающего или малоопытного
режиссера, как импровизация — для зрелого мастера. Не все, что может позволить
себе опытный художник, следует рекомендовать молодому, хотя бы и талантливому
режиссеру. То, что в работе опытного мастера является естественным проявлением
его творческой зрелости, у молодого режиссера может прозвучать как выражение
необоснованной самонадеянности и беспомощного дилетантизма. Лучше всего, если
режиссерский экземпляр пьесы в руках молодого постановщика приобретет именно
тот вид и то содержание, какое приобретали опубликованные ныне режиссерские
экземпляры «Чайки», «Отелло» и «Юлия Цезаря» после работы над ними
Станиславского и Немировича-Данченко. Познакомиться с этими экземплярами и даже
подробно изучить их было бы в высшей степени полезно для каждого молодого
режиссера. Кстати, они вооружили бы их и определенной техникой записи
мизансцен. Что же касается самого метода домашней (кабинетной) работы
режиссера над мизансценами, то он состоит в мобилизации режиссерского
воображения, которое позволяет режиссеру, во-первых, видеть сценическую
площадку и передвигающихся по ней действующих лиц в определенных сочетаниях
друг с другом и, во-вторых, внутренне проигрывать (проживать) каждую мизансцену
за каждого из исполнителей. В этом процессе фантазирования режиссер реализует себя и
как мастер пространственных искусств (живописи и скульптуры), и как
потенциальный мастер актерского искусства. Режиссер должен уметь «увидеть» в
своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно сыграть
увиденное за каждого участника данной сцены. Только во взаимодействии эти две
способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю
содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность
намечаемых режиссером мизансцен. Всячески рекомендуя молодым режиссерам возможно более
подробную предварительную разработку мизансцен, мы в то же время хотели бы
самым решительным образом предостеречь их от попыток механически осуществлять
мизансценирование на репетициях по этим предварительным записям, или, как
говорят на театральном языке, производить «разводку» (этот вульгарный термин
решительным образом следовало бы изгнать из театрального обихода). Никакой
«разводки» не должно быть! Разработанные дома мизансцены — это только проект.
Он должен пройти проверку и выдержать практическое испытание в процессе
творческого взаимодействия режиссера с актерами. Огромную ошибку сделает
режиссер, если он будет деспотически настаивать на каждой придуманной дома
мизансцене. Он должен незаметно вести актера таким образом, чтобы эта
мизансцена сделалась нужной актеру, необходимой для него, из режиссерской
превратилась в актерскую. А если она в процессе работы с актером обогатится
новыми деталями или даже совсем изменится, не нужно этому сопротивляться.
Наоборот, нужно радоваться всякой хорошей находке на репетиции. Нужно быть
готовым любую заранее заготовленную мизансцену обменять на лучшую. Если бы у
нас в руках была запись мизансцен в «Чайке» или в «Отелло» в том виде, как они
были осуществлены Станиславским на практике в уже готовых спектаклях, и мы,
таким образом, могли бы сравнить эти мизансцены с намеченными в опубликованных
партитурах, то разница, вероятно, оказалась бы весьма значительной. |