Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Отсюда вытекает весьма существенное правило для режиссера:
никогда не следует идти дальше, не добившись безупречного с точки зрения
художественной правды исполнения данного места. И пусть не смущает режиссера
то обстоятельство, что ему придется на пустяк, на какую-нибудь злосчастную
фразу потратить одну, а то и две репетиции. Эта потеря времени окупится с
избытком. Истратив две репетиции на одну фразу, режиссер потом в одну
репетицию легко сделает сразу несколько сцен — актеры, однажды поставленные на
рельсы подлинной художественной правды, легко воспримут всякое задание и выполнят
это задание правдиво и органично. Следует всячески протестовать против такого метода режиссерской
работы, когда режиссер сначала проходит всю пьесу «как-нибудь», допуская в
целом ряде моментов фальшь, а потом начинает «отделывать», в надежде, что при
повторном прохождении пьесы он устранит допущенные недостатки. Жесточайшее
заблуждение! Дело в том, что фальшь обладает способностью затвердевать,
заштамповываться; она может так заштамповаться, что ее потом ничем не
вытравишь. Особенно вредно по несколько раз повторять сцену («прогонять», как
говорят в театре), если эта сцена не выверена с точки зрения художественной
правды актерского исполнения. Повторять можно только то, что идет верно, —
пусть еще недостаточно выразительно, недостаточно четко и ярко, все это не
беда: выразительности, четкости и яркости можно добиться в процессе отделки —
лишь бы было верно! Мы рассмотрели важнейшие условия творческого состояния
актера, отсутствие которых является непреодолимым препятствием для творчества.
Сосредоточенное внимание актера, мускульная свобода, сценическое оправдание,
знание жизни и деятельность фантазии, выполнение действенной задачи и вытекающее
отсюда взаимодействие (сценическое общение) между партнерами, чувство
художественной правды — все это суть необходимые условия творческого состояния
актера. Отсутствие хотя бы одного из этих условий неизбежно влечет за собою
исчезновение и других. Все эти элементы творческого состояния теснейшим образом
связаны друг с другом. В самом деле: без сосредоточенного внимания нет
мускульной свободы, нет сценической задачи, нет чувства правды; допущенная
хотя бы в одном месте неправда разрушает внимание и органическое выполнение
сценической задачи в последующих сценах и т.д. Коготок увяз — всей птичке
пропасть; стоит погрешить против одного какого-нибудь закона внутренней
техники, как тотчас же актер выпадает из необходимого подчинения и всем
остальным. |