Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Особый вид наблюдательности является принадлежностью
актерского искусства. Поскольку искусство актера состоит в воспроизведении на
сцене человеческого поведения, объектом его наблюдательности является главным
образом живой человек во всех его проявлениях. Наблюдая человеческое
поведение, актер, так же как и художники других видов искусства, мобилизует для
этого все пять органов чувств (отдавая, как и они, особое предпочтение зрению и
слуху). Но в отличие от других художников, актер должен владеть еще одним
способом восприятия. Этот способ и определяет собой специфику именно актерской
наблюдательности и поэтому в актерской профессии занимает господствующее
положение. Этот способ восприятия может быть назван мышечным или моторным. Наблюдая поведение человека, актер, хотя бы мысленно,
только в своем воображении, но непременно стремится сам воспроизвести это
поведение, «сыграть» его. Однако даже при таком только мысленном
воспроизведении, когда актер внешне остается как будто в состоянии полной
неподвижности, мышцы его в самой зачаточной форме, но все же осуществляют те
движения, из которых складывается поведение наблюдаемого человека. Иногда
только самый чувствительный специальный аппарат может уловить эти едва
заметные сокращения мышц. Однако именно при помощи этих зародышей мускульных
движений актер и фиксирует в своей моторной памяти предмет своего наблюдения.
Это и дает ему возможность в дальнейшем воспроизводить в случае надобности
наблюдаемое поведение человека уже не в зародыше, а в полной мере, доводя
каждое движение до необходимой выразительности. Пока же, в процессе самого
наблюдения, повторяем, актер только внутренне проигрывает наблюдаемое, мысленно
ставя самого себя в положение того человека, поведение которого он наблюдает. Итак, актер наблюдает жизнь людей не столько зрением и
слухом, сколько своими мышцами. Человек, у которого и в потенции нет
способности к такого рода наблюдениям, не может быть актером. Из этого, однако, не следует, что художники других видов
искусства для своих наблюдений никогда не пользуются этим способом. К нему
прибегают иногда и живописцы, и скульпторы, и писатели. Многие из них считают
нужным не только увидеть или услышать предмет своих наблюдений, чтобы зафиксировать
его на холсте, в гипсе, в мраморе или на страницах своей рукописи, но стремятся
еще и сами предварительно пережить то, что переживает наблюдаемый персонаж; для
этого они, хотя бы на несколько секунд, становятся этим персонажем и
практически, хотя бы в мускульном своем воображении, осуществляют его
действия. При этом они не без оснований надеются, что это скажется потом весьма
благотворно на содержательности, образной убедительности и глубине их произведения. |