Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но что же такое фантазия? Творческая фантазия — это способность комбинировать данные
опыта в соответствии с определенной творческой задачей. Такое определение пригодно в равной степени как для всех
видов искусства, так и для всех отраслей науки и техники. Создаваемые фантазией комбинации, начиная с вполне реальных,
которые создает ученый, вплоть до самых фантастических, которые творит
художник, всегда составлены из элементов, данных в опыте. Нет решительно
никакой возможности создать или даже только помыслить такую комбинацию, которая
и по элементам своим находилась бы за пределами опыта. Возьмем для примера сказочные образы. Они фантастичны,
нереальны, в действительной жизни не встречаются. Например, русалка. Русалок в
реальной жизни не бывает. Но что же такое русалка? Если рассматривать этот образ с чисто внешней стороны, то
это существо, состоящее из женского торса и рыбьего хвоста вместо ног. Женский
торс и рыбий хвост даны нам в опыте реальной жизни. Нереально только их
произвольное соединение в одно целое. То же самое получится, если рассматривать образ русалки и
с внутренней его стороны. Те внутренние качества, которые народная фантазия
приписывает этому сказочному существу, нетрудно обнаружить у некоторых вполне
реальных женщин, недаром говорят, что есть женщины с русалочьим характером. То же самое можно сказать и о черте, и о ведьме, и о
любом положительном фантастическом персонаже, вроде доброй феи или
конька-горбунка. Каждый из них с внешней стороны является комбинацией вполне
реальных признаков человека или животного, а с внутренней стороны комбинацией
различных нравственных достоинств или, наоборот, пороков, широко
распространенных в реальной человеческой среде. Итак, фантазия призвана комбинировать данные опыта. Однако ее деятельность только тогда оказывается продуктивной,
если она сочетается с работой воображения. А работа воображения состоит в том,
чтобы комбинации, создаваемые фантазией, делать объектами внутреннего
чувственного переживания. Если фантазия — игра ума, то воображение — игра
чувств. Но дело вовсе не обстоит таким образом, что сначала одно,
а потом другое. Нет, оба процесса протекают одновременно, взаимодействуя и
помогая друг другу. Непрерывным потоком, словно на киноэкране, текут в
воображении комбинации, поставляемые фантазией. Продукты ума и органов чувств
переплетаются друг с другом, взаимодействуют и, взаимодействуя, настолько
проникают друг в друга, настолько сливаются, что оторвать одно от другого уже
не представляется возможным. |