Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Задавая вопросы по ходу рассказа («А какой был на нем костюм?»
Или: «А какого цвета были обои в ее комнате?» Или: «Какие каблуки она носила?»
Или: «Что он в это время чувствовал?»), педагог может бередить, стимулировать,
подталкивать фантазию рассказчика, добиваясь все более и более подробных, точных
и ярких видений, отражающих внутреннюю сущность действий и поступков лиц,
участвующих в данной сцене. В дальнейшем можно осуществить и обратный процесс: начать
постепенно сводить эти рассказы ко все более точному авторскому тексту, вплоть
до полного их совпадения. Тогда дополнительные вымыслы фантазии рассказчика,
не получая непосредственного словесного выражения, но проходя тем не менее
через его воображение, будут определенным образом окрашивать рассказ,
отражаясь в интонациях, мимике, жестикуляции рассказчика, и сделают авторский
текст живым и выразительным. Так, предлагаемые упражнения на фантазию могут в дальнейшем
перерасти в занятия по курсу художественного чтения. Это может оказаться весьма
ценным дополнительным учебным выигрышем. Осуществляя описанные упражнения, педагог, добиваясь определенности
и яркости видений рассказчика, должен на всех этапах работы следить еще и за
тем, чтобы эти видения соответствовали правде жизни, логике развивающегося
события, психологии действующих лиц и не вступали ни в какие противоречия с
материалом самого произведения, не нарушали его духа и стиля. При этом на всех этапах занятий описанными упражнениями
следует добиваться и определенности собственного отношения рассказчика ко
всему, о чем он рассказывает. Слушатели должны понимать, что рассказчик
осуждает, чему сочувствует, что презирает, чем любуется, что ненавидит... «До» и «после» («кинолента» воображения на основе произведения
живописи). Возьмите репродукцию какой-нибудь картины известного художника с
ярко выраженным сюжетно-драматическим содержанием (например, «Не ждали» И.
Репина) и, всматриваясь в нее, попытайтесь решить вопрос: а что происходило за
одну-две минуты до той ситуации, которую изобразил художник? И постарайтесь на
«экране» своего воображения последовательно построить такое действие, которое
заключительным своим моментом имело бы ситуацию, изображенную художником.
Задача, таким образом, состоит в том, чтобы создать в своем воображении
непрерывный поток взаимосвязанных жизненных мизансцен, который, протекая в
вашем воображении в течение одной—двух минут, естественно и закономерно завершился
бы мизансценой, изображенной художником на картине. |