Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Возьмем, например, такой простой и обыкновенный предмет,
как стул. Кажется, что он предназначен только для того, чтобы сидеть на нем. Но
ведь человек никогда не занимается тем, что он только сидит и ничего не делает.
Даже в тех случаях, когда он как будто ничем не занят, он или отдыхает, или
мечтает, или решает какой-нибудь вопрос, или вспоминает, или готовится к
чему-нибудь, — словом, осуществляет какое-нибудь внутреннее действие. Этому
действию соответствует определенное душевное и физическое состояние. А это состояние
находит себе выражение в том или ином ракурсе его тела, в определенном его
положении на стуле, его позе. В зависимости от своих действий и переживаний,
человек по-разному сидит на стуле: то он робко сядет на самый кончик стула,
составив ноги вместе; то он свободно развалится, заняв все сиденье и разбросав
в разные стороны вытянутые вперед ноги; то он согнется в грустной позе, положив
лицо на ладони, а локти уперев в колени; то уютно устроится для беседы с
партнером, поставив обе ноги каблуками на сиденье и обхватив колени обеими
руками (такая поза особенно свойственна женщинам); то с ощущением своей независимости
он положит ногу на ногу; то, напряженно о чем-нибудь размышляя, подожмет одну
ногу под себя; то, скрестив ступни ног под стулом, а руки на своей груди, он
прочно обопрется о спинку стула и будет иронически слушать своего партнера; то
он вдруг сядет верхом на стул и, положив руки на его спинку, будет что-то с
жаром объяснять партнеру; потом встанет со стула и будет разговаривать,
опираясь руками на его спинку, или же, стоя сбоку, перегнется через стул к
партнеру, поставив для этого одно колено на стул, а потом, чтобы обдумать
сказанное партнером, ступню поставит на стул, а рукой обопрется о колено,
свесив свободную кисть, — словом, здесь возможно неисчерпаемое количество
самых разнообразных пластических сочетаний человека со стулом. «Изучить» с
этой точки зрения стул — значит перепробовать максимальное количество подобных
сочетаний, стараясь понять, с какими по преимуществу действиями и переживаниями
связано каждое из этих сочетаний или, другими словами, что каждое из них собою
выражает. На этой основе может быть построено следующее классное
упражнение: педагог называет студенту какой-нибудь один крупный предмет из
числа тех, какие обычно фигурируют на сцене как составная часть оформления
спектакля (стул, стол, диван, колонна, дерево, забор, дверь, окно, лестница,
портьера, балюстрада и т.п.), и предлагает создать сценический этюд с несложным
сюжетом и с небольшим количеством участников, в котором данный предмет был бы
максимально использован в своих возможностях. При этом ставится требование,
чтобы поток мизансцен (пластических форм) был бы оправдан предлагаемыми
обстоятельствами, действиями и переживаниями участвующих. Необходимо, чтобы он
протекал естественно и непринужденно. Другими словами, чтобы нигде не было
заметно какой-либо фальши, натяжки, искусственности. |