Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Можно было бы привести и еще ряд примеров интересного
использования аксессуаров в других сценах этого же спектакля. Именно эта
постановка и родила тот особый термин, которым Мейерхольд предложил обозначить
описанный прием: «игра с вещью». В качестве яркого примера «игры с вещью» можно вспомнить
резиновую грелку, с которой Б.В. Щукин, играя Егора Булычева, ни на минуту не
расставался на протяжении всего 1-го акта. Он то прижимал ее к больному месту
на животе, то жестикулировал ею в воздухе, то откладывал в сторону, то снова
брал, а будучи разгневан, с силой швырял ее на пол. Таким образом она служила
артисту для выявления различных оттенков душевного состояния его героя. В свое время великолепным мастером по части творческого
использования таких аксессуаров «салонных» пьес из великосветской жизни, как
цилиндр, трость, перчатки, лорнет, монокль, был известный актер Радин. Для
каждого из этих предметов он находил множество вариаций их выразительного
использования: цилиндр, надетый прямо и ровно; цилиндр, сдвинутый на затылок;
надетый слегка набок или надвинутый на лоб до самых бровей — все это разные
способы выражения различных оттенков душевного состояния героя. Такого рода аксессуарами в совершенстве владели также и
выдающиеся наши режиссеры — К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, В.Э.
Мейерхольд. Для развития у будущих режиссеров способности творческого
обращения со сценическими аксессуарами и их целесообразного использования как
выразительного средства могут служить предлагаемые ниже упражнения. Обращения с аксессуарами («игра с вещью»). Преподаватель
дает в руки студенту какой-нибудь предмет и, предложив ему изучить его игровые
возможности, просит через некоторое время продемонстрировать результаты
произведенного «исследования». Допустим, преподаватель вручил студенту такой, казалось
бы, невинный предмет дамского туалета прошедших времен, как веер. Преподаватель испытает удовлетворение, если студент через
некоторое время покажет, как этот веер в руках какой-нибудь красавицы прошлого
века мог превратиться вдруг в живое существо, живущее одной эмоциональной
жизнью со своей хозяйкой. Сидящие в классе увидят тогда, как великосветская обладательница
этого веера, разговаривая и кокетничая со своим партнером, то откроет свой
веер, то закроет его; то он вдруг зафырчит и нервно забьется в ее руке, словно
пойманная птица; то он вдруг остановится на полпути и замрет в томительном
ожидании, а потом, как ни в чем не бывало, начнет плавно и спокойно ходить
взад и вперед, овевая прохладой лицо дамы; а то вдруг она закроет веером свое лицо,
и только иногда ее лукавый взор будет сверкать поверх этой преграды; а если
партнер, обманутый ее кокетством, захочет вплотную приблизиться к ней,
поставленный ребром веер внезапно возникнет в качестве неодолимой преграды; а
если она рассердится, веер сомкнется с сухим треском, и она начнет нервно
постукивать им по ладони другой руки, выдавая свой напряженный внутренний ритм. |