Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Известно, например, что Е.Б. Вахтангов дважды ставил пьесу
М. Метерлинка «Чудо святого Антония»: первый раз в жанре добродушной, незлобивой
комедии, второй раз — в жанре злой и острой сатиры. Первый вариант относится к
дореволюционному периоду, второй был продиктован Вахтангову его новым отношением
к показанной в пьесе действительности, возникшим в его сознании в связи с
коренной переоценкой ценностей, происшедшей под воздействием Великой
Октябрьской революции. Известно также, что другой крупный советский режиссер —
Н.П. Акимов в дни своей творческой молодости поставил на сцене Театра имени Е.
Вахтангова шекспировского «Гамлета», превратив трагедию великого драматурга в
комедию. Мы не ставим здесь вопрос о том, хорошо или плохо поступил Н.П. Акимов,
произведя этот рискованный эксперимент, но хотим подчеркнуть, что в
распоряжении театра есть средства изменять жанр пьесы, если для этого имеются
основания в его особом — ином, чем у драматурга, — отношении к показанной в
пьесе действительности. А это в свою очередь подтверждает ту истину, что жанр пьесы
или спектакля коренится не только в сюжете и предлагаемых обстоятельствах, но
главным образом в оценке этих обстоятельств автором и театром, в их отношении
к тем явлениям жизни, которые отразились в данной пьесе или в данном спектакле. Нужно сказать, что и действующие лица в пьесах различных
жанров, попадая в сходные между собой обстоятельства, относятся к этим
обстоятельствам по-разному. Так, например, влюбленные молодые люди в повести
А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» иначе относятся к старинной вражде между их
отцами, чем Ромео и Джульетта к аналогичным обстоятельствам в трагедии
Шекспира. Актер, как известно, живет на сцене двойственной жизнью:
как актер-творец и как актер-образ. В качестве актера-творца он переживает свои
отношения ко всему, что происходит на сцене (в том числе и к создаваемому им
образу), как человек, как гражданин, как мыслитель и как художник; в качестве
актера-образа он живет отношениями данного персонажа — его мыслями и
чувствами. Отношения актера-творца могут носить характер глубокого
сострадания или простого человеческого сочувствия, безобидной иронии или
ядовитой насмешки, яростного негодования или полного презрения, восторга или
отвращения, гнева или издевательства — тут возможно множество оттенков,
переходов и всякого рода сочетаний. Оба ряда отношений — отношения творца и
отношение образа — существуют не изолированно друг от друга. Сочетаясь,
взаимодействуя и взаимопроникая, они образуют в конце концов единство, которое
находит себе выражение в особом, соответствующем данному жанру, актерском
самочувствии. |