Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Разумеется, упражнения эти возможны только на старших
курсах. Критика исполнения упражнений на жанры со стороны педагога
должна заключать в себе оценку соответствия режиссерского построения и
актерской игры законам данного жанра, причем положительная оценка возможна
только при соблюдении исполнителями требования органичности (единства
внутреннего и внешнего), то есть при условии полного отсутствия наигрыша,
переигрывания, комикования, ложного пафоса и других разновидностей актерского
штампа. Ответственность за соблюдение этих требований в первую очередь несет
«постановщик» данного этюда. Этюды на построение статической паузы («немой сцены»)
имеют своим назначением тренировку и развитие в будущих режиссерах способности
создавать мизансцены, призванные выражать оценку действующими лицами пьесы
важных (решающих) событий в ходе ее развития. Анализируя любую пьесу, режиссер неизбежно сталкивается
с наличием в ней больших и малых событий. Большие события, как правило, служат
поворотным моментом в развитии сквозного действия пьесы. Каждое такое событие,
особенно если оно возникло для действующих лиц неожиданно, служит возбудителем
более или менее сильной эмоциональной реакции, доходящей иногда до степени
аффекта или нервного шока. Чтобы овладеть собой, осознать случившееся и
осуществить всестороннюю оценку неожиданного события, требуется большей частью
некоторое время. Так, естественно, возникает пауза, речевая и динамическая. Ее
характеризуют молчание и неподвижность. И чем крупнее, чем значительнее по
своему значению событие, тем пауза продолжительнее по времени и сложнее по
своему психологическому содержанию. Умение построить на сцене такую паузу, творчески ее сорганизовать
— один из важных элементов режиссерской техники. Блестящим примером организации такой паузы может служить
известная «немая сцена» в «Ревизоре», великолепно в режиссерском отношении
разработанная самим Н.В. Гоголем. В приложенном к тексту рисунке Гоголь
точнейшим образом расположил действующих лиц последней сцены, создав в пластическом
отношении выразительнейшую группировку с указанием для каждого персонажа не
только его позы, но и выражения лица. Но в том же «Ревизоре» можно найти ряд событий, хотя и
менее значительных по своему значению, чем финальное, но все же достаточно
крупных, чтобы подумать о характере реакции на эти события действующих лиц и
построить в соответствии с этим несколько «немых сцен» меньшего масштаба. |