Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Характеризуя три группы упражнений на внимание, мы для
каждой группы дали примеры только основных упражнений. Поняв сущность и
назначение этих упражнений, каждый преподаватель имеет возможность,
самостоятельно изобретать всякого рода новые варианты этих упражнений.
Некоторые преподаватели, стремясь сообщить своим урокам возможно большую
занимательность, проводят упражнения на внимание в форме различных игр,
предъявляющих большие требования к собранности и подвижности внимания у
участников игры. Не возражая против этого в принципе, мы считаем, однако,
необходимым предостеречь против чрезмерного увлечения этим методом.
Злоупотребление им приводит к игнорированию одной из важнейших задач при
воспитании внимания, а именно — задачи развития в учащихся способности
увлекать свое внимание неинтересными объектами (в неинтересном находить интересное).
Во всякой занимательной игре увлечение рождается само собой, между тем как в
актере нужно воспитать способность вызывать в себе увлечение по своему
собственному заданию или по заказу. Поэтому упражнения в форме занимательной
игры следует считать подсобными: они могут служить только дополнением к
основным упражнениям, но класть их в основу занятий отнюдь не следует. Лучше
всего их применять в конце урока, когда внимание учащихся утомлено и требуются
особые меры, чтобы оживить его. Переходим теперь ко второму этапу работы — к воспитанию
сценического внимания. На этом этапе сохраняют свое значение все описанные нами
упражнения с той разницей, что, во-первых, они теперь перестают быть
групповыми и становятся индивидуальными, и, во-вторых, проводиться теперь они
должны не иначе как в условиях сцены. Если в аудитории отсутствует учебная
сцена (портальная арка и подмостки), то ее роль может с успехом выполнить любая
часть комнаты, которую условились считать сценой. Поместив упражняющегося в
этой части комнаты на виду у всех остальных участников, преподаватель
предлагает ему выполнить в этих условиях ряд очень хорошо известных ученику
упражнений. В большинстве случаев оказывается, что ученик, превосходно
выполнявший эти упражнения в условиях общих групповых занятий, моментально
разучивается их делать, как только попадает в сценическую обстановку, то есть
в такие условия, когда он сам оказывается объектом внимания других людей, в
данном случае — своих товарищей. Он тотчас же попадает во власть хорошо
известной нам отрицательной доминанты и поэтому в той или иной степени теряет
способность владеть своим вниманием. Задача теперь заключается в том, чтобы
эту способность восстановить в новых условиях. Для этого и необходимо пройти
еще раз уже пройденный курс упражнений, но в индивидуальном порядке и в
условиях сценической обстановки. |