Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Впрочем, здесь необходимо сделать одну существенную оговорку.
Дело в том, что учащиеся с течением времени привыкают к данному составу
аудитории, которая, таким образом, перестает ощущаться ими в качестве
«публики». Им становится легко овладевать своим вниманием на глазах товарищей
не потому, что они научились преодолевать отрицательную доминанту, а потому,
что она в конце концов перестает возникать. Учащиеся постепенно перестают
ощущать разницу между сценическими условиями и жизненными, ибо сценические
условия сами собою превращаются в жизненные. Поэтому, для того чтобы установить,
насколько учащиеся научились владеть своим вниманием в сценических условиях,
необходимо произвести проверку, предварительно изменив состав аудитории. Для
этого достаточно пригласить на урок несколько человек учащихся другого курса
или двух—трех преподавателей, с которыми данной группе не приходилось иметь
дело в своей учебной работе. Иногда можно приглашать даже и совсем посторонних
лиц. Кроме того, можно создавать необходимые препятствия и не
меняя состава аудитории, следующим образом. Вы приглашаете на сцену одного из учеников и задаете ему
упражнение. Например, предлагаете ему заняться чтением газеты. Вышеописанным
способом вы устанавливаете, насколько это ему удается. Потом предлагаете ему
повторить это же упражнение, условившись предварительно с остальными
учащимися, что, как только вы дадите сигнал, они начнут всячески мешать находящемуся
на сцене товарищу: будут разговаривать, шуметь, шутить по его адресу, задавать
ему вопросы и т.п., словом, будут всячески стараться вывести его из состояния
сосредоточенности. Можно не сомневаться, что последующая проверка в этом случае
даст результат более слабый, чем в первом упражнении, когда никаких
препятствий не было. Непременно окажется, что ученик за тот же промежуток
времени успел прочесть гораздо меньше и усвоил прочитанное несравненно хуже,
чем в первый раз. Добиваясь в дальнейшем от ученика, чтобы он и в этих условиях
достигал того же результата, которого он может достигнуть, когда ему ничто не
мешает, преподаватель и будет воспитывать в нем способность владеть своим
вниманием в условиях сцены. Ибо если ученик сможет в конце концов при наличии
этих искусственно создаваемых препятствий легко и свободно владеть своим
вниманием, то это будет служить известной гарантией того, что он не потеряет
этой способности и в настоящих сценических условиях. |