Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Дальнейшим шагом вперед в развитии описанных нами упражнений
на сценическое внимание является включение фантазии. До сих пор, развивая
внутреннее внимание учащихся, мы ограничивали их мышление теми свойствами и
качествами объекта, которые этому объекту реально присущи. Теперь мы можем
позволить учащимся фантазировать по поводу объекта, то есть мысленно
приписывать объекту такие свойства и качества, которыми он сам по себе не
обладает, и, таким образом, превращать этот объект в нечто иное, чем то, что он
есть на самом деле. Включение деятельности фантазии в процесс активного сосредоточения
непременно вызовет у учащихся повышение интереса к объекту и, соответственно
этому, углубление сосредоточенного внимания. Однако эти упражнения уже выходят за пределы тех сравнительно
узких задач, которые мы ставим себе на данном этапе наших практических занятий.
Эти упражнения, будучи переходными к упражнениям последующих разделов, не
столько завершают собой данный раздел, сколько начинают новый. Поэтому их
подробное описание мы дадим несколько позднее. Пока же заметим следующее. Описанные нами упражнения не
дадут положительных результатов, если учащиеся в дополнение к классным
занятиям под руководством преподавателя не будут еще, кроме того, работать
самостоятельно каждый у себя дома. Домашняя работа каждого ученика является
совершенно необходимым дополнением к занятиям в классе. Каждый ученик должен
взять себе за правило ежедневно в определенное время 15 — 20 минут посвящать
упражнениям на внимание. Разница между домашними упражнениями и упражнениями в
классе будет заключаться, во-первых, в отсутствии зрителя и, во-вторых, в том,
что объект, на котором следует сосредоточить внимание, будет устанавливать не
преподаватель, а сам ученик. Он сам будет задавать себе упражнение и сам же
будет оценивать результат. Содержание и характер упражнений останутся без
изменений: рассмотреть что-нибудь по своему собственному заданию, слушать,
осязать, размышлять на определенную тему и т.д. — словом, те же упражнения, что
и в классе, но выполняемые наедине с самим собой и под своим собственным
контролем. Помимо упражнений, которые ученик должен делать ежедневно
в определенное время, он может использовать для этого всякий удобный момент: на
улице, в трамвае, в парке и т.д. Внимательно рассмотреть и запомнить дома той
улицы, по которой случайно пришлось пройти, пассажира в трамвае, цветочную
клумбу в парке, прислушаться к говору толпы на вокзале или в театральном фойе,
к пению птиц в лесу и т.п. — все эти упражнения удобны тем, что они не требуют
для себя специального времени, их можно делать в любом месте и в любой момент.
Между тем значение их огромно. Развивая произвольное внимание, они в то же
время приучают учащихся к наблюдательности. |