Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Это, разумеется, относится не только к сценическому вниманию,
но и ко всем остальным элементам внутренней техники актера. Недостаточно, если
педагог изучил эти требования теоретически. Необходимо, чтобы он на практике
умел отличать актерское исполнение, удовлетворяющее этим требованиям, от такого,
которое этим требованиям противоречит. Единственное средство максимально, насколько это возможно,
застраховать себя от ошибок в этом отношении — это выработать в себе привычку
постоянно, всегда и каждый раз сопоставлять выполнение любого упражнения с
живой действительностью, с правдой подлинной жизни. Если вы внимательно следили за тем, как ученик выполняет
заданное вами упражнение на внимание, и все же затрудняетесь решить вопрос, был
ли он сосредоточен или нет, — вспомните, как проявляется сосредоточенное
внимание в действительной жизни, и сопоставьте это с тем, что вы только что
видели на сцене. При этом обяжитесь перед собой крепко-накрепко (зарок себе
дайте!) не делать никаких скидок на то, что это, мол, сцена, а не жизнь, и
нельзя же, мол, чтобы на сцене все было так же естественно, как в жизни. Не
только можно, но и нужно! Больше того, необходимо, чтобы в сценическом
поведении актера все было бы так же просто, правдиво и естественно, как в реальной
жизни! Поэтому не прощайте ни самому себе, ни своим ученикам ничего
приблизительного, ложно-театрального, как бы оно ни казалось вам эффектным и
интересным; тогда вы найдете путь к истинной театральности — живой,
естественной, органической, которая рождается не иначе как по законам жизни и
природы. Воспитание сценической свободы Мы установили, что сосредоточенное внимание, когда оно
переходит в увлечение объектом, порождает чувство внутренней свободы, а
внутренняя свобода находит свое внешнее выражение в свободе физической. Но беда
в том, что процесс внимания сплошь да рядом не может даже начаться, если ему
предшествует уже образовавшийся мускульный зажим. Поэтому актер часто вынужден
начинать борьбу за свою сценическую свободу не с попытки овладения объектом
внимания, а с усилий, направленных на освобождение тела от излишнего
напряжения. Часто бывает, что у актера имеются налицо все необходимые
предпосылки внутренней свободы и он все же не может преодолеть мускульного
зажима. Но стоит ему, хотя бы частично, освободить свое тело, как внутренняя
свобода тотчас же появляется, а вместе с тем исчезает и последний остаток
мускульного напряжения. |