Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Правда, внутренняя свобода отнюдь не обеспечивается одним
только отсутствием мускульного зажима; для ее возникновения нужен, как мы
знаем, целый ряд предпосылок: нужна большая убежденность в необходимости
произносимых слов, осуществляемых поступков, жестов и интонаций, нужна
сценическая вера в правду предлагаемых обстоятельств и т.п. Когда эти предпосылки
налицо, возникновение внутренней свободы может быть значительно облегчено, если
тело актера заранее будет освобождено от излишнего мускульного напряжения. Воспитание внутренней творческой свободы — задача огромная.
Она не может быть разрешена в пределах той или иной части курса. Она
разрешается лишь в результате практического овладения всеми элементами как
внутренней, так и внешней техники актерского искусства. Задача же воспитания в
учениках способности освобождать мышцы от ненужного напряжения, будучи задачей
гораздо более элементарной, может быть осуществлена в течение сравнительно
короткого периода времени. Именно этой задаче и должны быть посвящены
практические занятия, относящиеся к данному разделу курса. Начать упражнения, имеющие целью воспитание мускульной
свободы, следует, воспользовавшись как поводом для этого теми затруднениями,
которые неизбежно возникают при выполнении упражнений на сценическое внимание.
В среде учащихся всегда окажется несколько учеников, которым никак не удается
овладеть своим вниманием на глазах у остальной аудитории. Доминанта
творческого и физического зажима у этих учеников является настолько сильной,
что все усилия победить ее при помощи сосредоточения внимания не дают
желательного результата. Пусть в этом случае преподаватель сначала поможет
ученику освободиться от излишнего мускульного напряжения. Для этого он должен
указать ему те части тела, в которых напряжение особенно велико, и постепенно,
мышца за мышцей, добиться нужного освобождения. Когда эта задача будет достигнута, следует снова
предложить ученику выполнить упражнение на сценическое внимание. Возможно, что
и на этот раз оно не будет ему удаваться и мышцы ученика снова придут в
напряженное состояние. Тогда необходимо опять вернуться к проверке мускулатуры
и добиться еще раз нужного освобождения. И так до тех пор, пока ученик не
овладеет заданным ему объектом. При известной настойчивости, чередуя упражнения
на внимание с упражнениями на освобождение мышц, преподаватель в конце концов
добьется нужного результата. |