Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В полном объеме задача воспитания сценической веры в актере
может быть решена только в результате прохождения всего курса. Однако для
успешного ее разрешения нужно с самого начала направить внимание учащихся в эту
сторону. Это может быть достигнуто при помощи специальных упражнений. К элементарным упражнениям на оправдание можно перейти
незаметно для учащихся путем постепенного усложнения упражнений на сценическое
внимание. Начать можно с того, что преподаватель, предлагая учащимся
сосредоточить свое внимание на том или ином объекте, просит их предварительно
оправдать этот объект как необходимый. Это означает, что каждый должен
ответить самому себе на вопрос: почему и зачем я рассматриваю данный предмет,
слушаю те или иные звуки, размышляю на ту или иную тему и т.п.? Пока это были чистые упражнения на внимание, ответы на
эти вопросы были для всех очевидными и не выходили за пределы реальной
действительности; они могли быть сформулированы примерно таким образом: я
рассматриваю этот предмет потому, что мне это задано преподавателем, и делаю
это для того, чтобы развить в себе необходимую для актера способность управлять
своим вниманием. Теперь же ответы на вопросы «почему» и «зачем» должны выйти
за пределы действительности и перейти в область вымысла, то есть в сферу
фантазии и воображения. Теперь ученик должен дать ответы на эти два вопроса в
форме вымышленных, но непременно интересных, увлекательных для него самого
мотивировок. Добросовестное, подробное, с увлечением составленное оправдание
непременно наложит свой отпечаток на самый процесс внимания, сделает его более
глубоким, более активным, придаст ему определенную эмоциональную окраску. По
этим признакам преподаватель всегда сможет установить, не спрашивая заранее
ученика об его оправдании, насколько для себя убедительно ему удалось мотивировать
заданный ему объект. После того как упражнение выполнено, преподаватель может
для проверки потребовать от ученика, чтобы он рассказал свое оправдание. Это
требование полезно предъявить, во-первых, к тому, кто лучше других выполнил
упражнение на внимание, и, во-вторых, к тому, кто сделал это хуже остальных. Сравнение рассказов того и другого может оказаться
весьма поучительным. Как правило, у того, кто не смог добиться от себя
настоящей сосредоточенности, и оправдание оказывается бледным, неинтересным,
мало разработанным, похожим на формальную отписку. У того, кто
продемонстрировал активную и глубокую сосредоточенность, и оправдание бывает
полноценным; оно в этом случае дается в форме яркого, подробного, образного
рассказа. Сопоставив оправдание обоих исполнителей, преподаватель имеет таким
образом возможность наглядно продемонстрировать взаимозависимость между
сосредоточенным вниманием актера и сценическим оправданием этого внимания,
иначе говоря, между вниманием и фантазией: чем лучше работает фантазия актера,
тем глубже и активнее его внимание; и, наоборот, чем активнее и глубже
сосредоточенность актера, тем лучше работает его фантазия. |