Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Упражнения на отношение и оценку факта Воспитание способности устанавливать заданное отношение и
оценивать происходящие на сцене факты является одной из важнейших задач
сценического воспитания актера. Этой цели служат специальные упражнения,
которые принято называть этюдами на отношение и оценку факта. Подвести учащихся к этим этюдам лучше всего путем постепенного
развития упражнений на сценическое внимание. Когда в упражнение на внимание
включается также и фантазия и исполнитель, таким образом, получает право не
только исследовать объект, но и приписывать ему такие свойства, которыми этот
объект сам по себе не обладает, и таким образом превращать его в нечто другое,
нежели то, чем этот объект является на самом деле, — упражнение на внимание
превращается в упражнение на отношение. От этого оно, разумеется, не перестает
быть упражнением на сосредоточенность. Напротив того, включение фантазии в
процесс внимания обычно усиливает интерес исполнителя к объекту; интерес этот
постепенно переходит в творческое увлечение, и сосредоточенность в результате
становится еще более глубокой и интенсивной. Рассмотрим это на примере. Допустим, ученику дали в руки
меховую шапку и предложили внимательно ее изучить. Это обыкновенное упражнение
на внимание. Если окажется, что препятствием для его органического выполнения
является чрезмерное мускульное напряжение ученика, следует сначала добиться
необходимого освобождения его мускулатуры при помощи специальных упражнений и
потом снова вернуться к сосредоточенному вниманию на заданном объекте. Когда
внимание исполнителя достигнет определенной степени интенсивности и у него
появится очевидный интерес к объекту, преподаватель может усложнить задание,
сказав, например: «Это не шапка, а котенок». Но ученик поступит неправильно, если, услыхав эту команду
преподавателя, немедленно начнет что-то внешне изображать. Ничего, кроме
грубого и примитивного наигрыша, из этого не получится. Нужно, чтобы упражнение
на внимание без всякого насилия, без искусственного скачка постепенно перешло в
упражнение на отношение. Пусть ученик, услыхав задание, ничего не изменит ни в
своем самочувствии, ни во внешнем своем поведении — пусть даже поза его
останется прежней (будет очень хорошо, если постороннему наблюдателю даже
покажется, что ученик просто не услыхал задания преподавателя). |