Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Рассказывая о процессе работы над «Тремя сестрами», Немирович-Данченко
говорил: «Приходилось все время повторять актерам — не верьте, что вы полностью
уже прониклись этими чувствами. Давайте поговорим, что это такое — тоска по
лучшей жизни? А когда поговорим и накопим подходящие мысли... то нужно потом
каждый день... думать, думать, вдумываться в найденное. И только этим путем
можно воспитать свое актерское восприятие зерна спектакля, диктующего зерно
роли». Зерно приводит в действие фантазию режиссера, и тогда на
экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном
отдельные моменты будущего спектакля, иные — смутно и неопределенно, другие —
ярко и отчетливо: какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного куска
диалога, иногда — деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая
атмосфера всего спектакля или отдельной сцены. И чем дальше, тем все
интенсивнее работает фантазия режиссера, заполняя постепенно своими вымыслами
белые пятна на карте режиссерского замысла. Очень ярко, при помощи образных сравнений, характеризует
момент зарождения творческого замысла в сознании художника К. Паустовский в
своей «Золотой розе»: «Замысел, — пишет он, — это молния. Много дней
накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела,
белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого
электрического настоя рождается первая искра — молния. Почти тотчас же вслед
за молнией на землю обрушивается ливень». Паустовский говорит о замысле литературного произведения,
но сказанное им может быть с успехом отнесено к любому виду искусства, и в
частности к режиссуре. «Замысел, — пишет он, — так же как молния, возникает в
сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все
это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая
требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный
мир рождает молнию — замысел», или, если говорить об искусстве режиссуры, то
вернее будет сказать — зерно будущего спектакля, определяющее его образное
решение. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, то
есть с ответом на вопрос, ради чего он ставит данную пьесу, что хочет он
вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет он на него воздействовать? |