Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но что же такое жанр? Жанром мы называем совокупность таких особенностей произведения,
которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Если явления жизни, которые изображает художник, вызывают
в нем ужас и сострадание, рождается трагедия; если они вызывают в нем
негодование и смех — он пишет сатирическую комедию; если художник гомерически
хохочет над тем, что он показывает, он создает буффонаду; если он ласково
смеется, он творит водевиль. Но не всегда отношение художника к изображаемой действительности
бывает резко окрашено одним каким-нибудь чувством. Это происходит только в тех
случаях, когда изображаемые явления жизни просты и неподвижны. Если же они
сложны, многопланны и непрерывно видоизменяются, то и жанр произведения
оказывается не простым, а сложным. Бывает, что герой в начале пьесы вызывает
ужас и отвращение, потом насмешку, потом сострадание, потом ласковый смех,
потом нежное сочувствие, потом за него становится больно и обидно, потом он
заставляет нас хохотать и, наконец, вызывает слезы умиления и радости. Какой
жанр может вместить такое богатство сменяющих друг друга различных отношений
художника к непрестанно движущемуся, непрерывно видоизменяющемуся объекту
изображения? А если еще при этом в пределах одного спектакля показаны столь
разнообразные явления и образы, что нет абсолютно никакой возможности
установить к ним одно общее, одинаковое отношение? Если один смешон, другой
трогателен, третий вызывает наше негодование... как тут быть? Ясно, что произведение искусства, стремящееся возможно
более точно и полно отразить жизнь в ее сложности, в ее движении и развитии,
не может претендовать на жанровую чистоту. Его жанровая характеристика
неизбежно становится столь же сложной, как и сама жизнь. Правда, большей частью
в этом сложном комплексе отношений можно прощупать основное, доминирующее
отношение. Тогда мы говорим: такой-то жанр в данном произведении является преобладающим,
и в соответствии с этим строим спектакль. Многие советские пьесы построены именно по этому принципу.
И характерно, что, за немногим исключением, наибольший успех у зрителей падает
именно на пьесы, которые не отличаются жанровой чистотой. Они-то в большинстве
случаев и являются наиболее значительными произведениями советской драматургии. |