Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Многие критики и искусствоведы, находясь в плену исторически
сложившихся драматургических традиций и канонов, осуждают советскую драматургию
за ее якобы неспособность создавать произведения определенных жанров. «То ли
дело классика! — восклицают они. — Там комедия так комедия, драма так драма,
трагедия так трагедия! У нас же большей частью нечто расплывчатое и
неопределенное: «пьеса»! Или, как у Горького: «сцены»!». С таким решением вопроса нельзя согласиться. Мы думаем,
что проблему жанров советские драматурги решают в своей творческой практике,
двигая искусство драматургии вперед, тогда как любители «чистых» жанров тянут
его назад. История искусства свидетельствует о постоянном стремлении
передовых деятелей искусства ко все большему приближению к жизни. Огромных успехов на этом пути достигли великие реалисты
прошлого столетия. Критический реализм Бальзака и Льва Толстого, Гоголя и
Островского, Мопассана и Чехова казался вершиной возможных достижений в
области реалистического искусства. Однако искусство социалистического реализма выдвинуло
задачу еще более глубокого, более полного и разностороннего отражения жизни в
ее прогрессивном революционном развитии. От художника потребовалось умение
раскрывать законы жизни, показывать каждое явление в его обусловленности
закономерными процессами общественного развития, в сегодняшнем дне видеть и
раскрывать завтрашний и таким образом заглядывать в будущее. Но едва ли художник, который захочет отразить жизнь во
всем богатстве ее противоречий, во всем многообразии ее красок и проявлений,
сможет втиснуть ее в узкие границы «чистого» жанра, уложить на прокрустово ложе
условных эстетических канонов. Только ломая омертвевшие каноны и преодолевая
устаревшие традиции, можно достигнуть максимального приближения к жизни, в
которой смешное переплетается с серьезным, низменное с возвышенным, ужасное с
трогательным, ничтожное с великим и потрясающим. Ошибочно думать, что содержание искусству дает жизнь, а
форма диктуется имманентными, из природы самого искусства проистекающими
законами. Это пагубное заблуждение! Все элементы художественной формы вместе с
содержанием даются жизнью и эволюционируют вместе с ней. Старое представление о
сюжете, о драматической интриге, о сценическом действии и т. п. ломается,
потому что жизнь поставляет такие сюжеты и драматические конфликты, о
возможности которых раньше никто не подозревал. |