Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Важно при этом отметить, что социалистический реализм
корнями своими уходит в великолепное прошлое русского национального искусства,
которое никогда не связывало себя внешними формальными условностями и
эстетическими канонами. Не случайно Пушкин в качестве образца, заслуживающего
подражания, объявил именно Шекспира, умевшего в пределах одной пьесы сочетать
«высокое» и «низкое», смешное и трагичное. Или вспомним, например, Чехова.
Большую часть своих пьес он с удивительной настойчивостью, не желая слушать никаких
возражений, называл комедиями. Но сколько в этих «комедиях» лирики, грусти,
печали, а подчас и самых трагических нот! Или, например, пьесы Горького. Какое
в них сложное сплетение жанров, как часто здесь смешное переходит в
трагическое и наоборот! Или возьмем, например, водевиль. Выступая в этом жанре,
многие знаменитые русские актеры не испытывали полного удовлетворения, если им
не удавалось вместе со смехом вызвать и слезы на глазах зрителя. Это
своеобразная черта именно русского национального театра. Заставить зрителя
смеяться в трагедии и плакать в водевиле — это драгоценная способность русского
актера и русской драматургии. Меньше всего им свойственна чистота жанра, столь
характерная, например, для французского театра. Но каким бы ни был жанр пьесы — простым или сложным, — режиссер
обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам
должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к
предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг
и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль. Форма призвана выражать содержание и, следовательно, определяется
богатством и всеми особенностями содержания, но складывается она всегда под
воздействием эмоционального отношения художника к объекту изображения. А это
отношение, уже было сказано, определяет жанр произведения. Только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение
к изображаемому способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы.
Равнодушное отношение к жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую
форму внешнего подражания жизни, или формалистическое кривлянье и всевозможные
выверты. Глубоко переживаемое режиссером отношение к гону, что
отразилось в данной пьесе, непременно подскажет или даже продиктует ему
необходимые в данном случае приемы внешней выразительности и нужные сценические
краски, а они в своей совокупности и определят жанровое лицо спектакля. |