Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Впрочем, нужно заметить, что не всегда отношение режиссера
к изображаемому полностью совпадает с отношением автора. С таким различием мы
сталкиваемся главным образом при постановке классических и зарубежных пьес, то
есть в тех случаях, когда налицо известное различие в мировоззрениях автора и
театра (то есть режиссера). Жанровая природа пьесы и спектакля в этих случаях
частично может и не совпадать. Однако это несовпадение законно только в тех
случаях, когда в его основе лежит различие лишь в оттенках тех чувств, которые
вызывает изображаемая действительность у автора и у театра (то есть у
режиссера). Если же оно является коренным — если, попросту говоря, режиссера
радует то, что автора огорчает, и наоборот, — то данную пьесу данному режиссеру
вовсе не следует ставить. Содержание, форма и мастерство Вдумываясь в проблему связи между содержанием и формой
спектакля, нельзя не прийти к заключению, что есть только один по-настоящему
надежный способ искать наилучшую, неповторимую, единственную форму
сценического воплощения, которая с предельной полнотой и точностью выражала бы
содержание пьесы. Этот способ состоит в том, чтобы идею всей пьесы, а также
мысль, вложенную в каждую сцену, в каждый кусок и фразу авторского текста, — а
вместе с этой мыслью и рожденное ею эмоциональное отношение режиссера к данному
факту, событию, действующему лицу, — доводить в своем сознании и в своем
сердце до степени ослепительной ясности и абсолютной точности. Искомое решение формы спектакля всегда лежит глубоко на
дне содержания. Чтобы его найти, нужно нырнуть до самого дна — плавая на
поверхности, ничего не обнаружишь! Чтобы ответить на вопрос «как?», то есть
решить формальную задачу, необходимо предварительно ответить на два вопроса:
«что?» и «для чего?» Что я хочу сказать данным спектаклем (идея) и для чего мне
это необходимо (сверхзадача), — дайте ясный, четкий и до конца искренний ответ
на эти два вопроса, и тогда, естественно, разрешится третий: как? Но при этом нужно помнить: расплывчатое, приблизительно
найденное содержание рождает неточную расплывчатую и маловыразительную форму.
Когда же содержание — идея, мысль и чувство — доведено в сознании художника до
такой ясности, что оно пламенем заключенной в нем истины обжигает его душу,
потрясает все его существо, тогда — и только тогда! — наступает желанный
творческий акт: эмоционально переживаемая идея находит для себя в творческой
фантазии художника наглядное, конкретно-образное, чувственное выражение. Так
рождается творческий замысел спектакля, так возникает сценическое решение той
или иной сцены, так находится каждая режиссерская краска. Только рожденная, а
не надуманная форма оказывается по-настоящему новой и оригинальной,
единственной и неповторимой. Форма не может быть привнесена извне, со стороны.
Она должна вылиться из самого содержания. Нужно только, чтобы руки художника
были послушными, чтобы они легко и свободно подчинялись внутреннему импульсу,
то есть голосу содержания живущего в душе художника. Именно в этом послушании,
в этой податливости хорошо натренированных рук художника, преобразующих
материал по воле внутреннего импульса, и заключается техническое мастерство всякого
художника, в том числе и режиссера. |