Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Говоря о новаторстве в искусстве, часто имеют в виду
только внешнюю форму произведения. Между тем подлинное новаторство находит
свое выражение во внешней форме только в самом конце творческого процесса.
Начинать же искать новое художник должен прежде всего в самой жизни. Чтобы
произведение искусства не воспринималось как нечто скучное, неинтересное,
необходимо, чтобы именно в его содержании было что-то новое, дотоле
неизвестное людям. Этим новым может быть предмет изображения или какая-нибудь
сторона этого предмета; если сам предмет старый, хорошо знакомый, то новым
может оказаться отношение художника к предмету, его мысль об этом предмете,
его точка зрения на него или же его чувство по отношению к нему. Но если во
всем этом нет решительно ничего нового, если содержание своего произведения
художник нашел в готовом виде в прочно установившихся в данном обществе
взглядах, если то, о чем он говорит в своем произведении, заранее всем
известно, хорошо всеми понято, пережито и прочувствовано, едва ли такое
произведение получит широкое признание и вряд ли его спасут даже самые
остроумные изобретения в области формы. Есть, впрочем, еще одно требование, которому должно удовлетворять
полноценное художественное произведение. Нужно, чтобы его содержание заключало
в себе не только нечто новое, но чтобы это новое было в то же время
существенным для жизни общества. Вспомним слова Н.Г. Чернышевского о том, что
предметом искусства должно быть «общеинтересное в жизни». Это требование тоже
нередко нарушается. В последнее время у наших режиссеров появилась тенденция
искать материал для новых форм в прошлом советского театра. Особенно часто с
этой целью вспоминают 20-е годы, когда наряду с новым, подлинно народным,
социалистическим театром возникло немало всякого рода модных течений, ложных
теорий, театриков, студий и спектаклей, которые формалистическое кривлянье
выдавали за новаторство. Разумеется, иногда полезно оглядываться назад, чтобы
проверить, не позабыли ли мы в нашем прошлом что-нибудь такое, что может
пригодиться нам в дальнейшем пути. Но при этом следует помнить, что двигаться
надо всегда вперед, и только вперед! В поисках новых форм можно и даже должно искать материал
как в прошлом русского и советского искусства, так и в прогрессивных достижениях
современного зарубежного театра. Но не надо терять голову. Самая большая
опасность для художника — стать рабом моды. А если принять во внимание, что на
Западе мода большей частью связана с чуждым нам буржуазным мировоззрением, то
станет понятным и политическое значение этой опасности. |