Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! С этой точки зрения совершенно одинаковое право на существование
имеют у нас, на советской сцене, решительно все приемы, если они выполняют свою
основную задачу: образно раскрывают содержание. Цель искусства — глубокая правда жизни. Внешнее правдоподобие
— это еще не есть правда жизни, не есть ее сущность. Внешнее правдоподобие —
это лишь средство раскрытия правды, а не сама правда. Когда в правдоподобии
видят цель искусства, рождается искусство примитивного натурализма, то есть,
по сути дела, не искусство. Вторым средством раскрытия правды служит художественная
условность. Когда условность рассматривается как самоцель и противопоставляется
правдоподобию как основополагающий принцип искусства, создается искусство
формалистическое, то есть, по сути дела, тоже не искусство. Единство
правдоподобия и условности, имеющее своей целью раскрытие глубокой правды
жизни, создает искусство настоящее, большое, подлинно реалистическое. Безусловным, подлинным в театре (во всех без исключения
спектаклях) должно быть одно: действия и переживания актеров в предлагаемых
обстоятельствах. Нужно помнить, что сценическая условность — это только
прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Поэтому дурно, если
условность выпирает в спектакле, ошарашивает зрителя или хотя бы обращает на
себя его особое внимание. Зритель должен воспринимать не приемы, не форму, а
через приемы и форму — содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать
тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Так воспринимаются
все великие произведения искусства. Их приемы и формы мы анализируем уже
потом, после того, как мы восприняли содержание. Только пережив духовное
потрясение, связанное с содержанием, мы задаем себе вопрос: каким же образом
художник достиг такого великолепного результата? И чтобы разгадать эту
загадку, мы вновь и вновь обращаемся к самому произведению. Когда мы стоим перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля,
сердце наше переполняется благодарностью к художнику, который так совершенно
воплотил на своем полотне идеал любви, материнства, женственности,
человечности. И только очень дотошный зритель-специалист, и то лишь вдоволь
насладившись картиной, начнет разбирать ее по деталям и увидит условности
(вроде, например, зеленых занавесок на кольцах, нанизанных на палку,
укрепленную прямо на небесах), которые оказались необходимыми Рафаэлю для
создания нужного впечатления. |