Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Без театральной условности нет и самого театра. Как можно
поставить, например, трагедию Шекспира или «Бориса Годунова» Пушкина с их
множеством картин, лиц и мгновенных переходов из одного места действия в
другое, не прибегая к условным средствам сценической выразительности? Вспомним
восклицание Пушкина: «...какое, к черту, может быть правдоподобие в зале,
разделенной на две половины, в одной из коих помещается две тысячи человек,
будто бы невидимых для тех, кто находится на подмостках...». «Правдоподобие положений и правдивость диалога — вот истинное
правило трагедии», — утверждал Пушкин, — а вовсе не та жалкая правденка,
которая рождается в результате внешнего точного подражания жизни. О мастерстве художника удивительно хорошо сказал Лев
Толстой: «...нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы,
работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает
человек о правилах механики, когда ходит. А чтобы достигнуть этого, художник
никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен
ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей
походке и любоваться ею»3. А мы нередко не только оглядываемся и любуемся своим
подчас даже вовсе не таким уж и высоким мастерством, но еще призываем к тому же
и зрителя, поминутно напоминаем ему: смотри, какой прием, какой фокус, какой
удивительный выверт! Нужно всегда помнить: источник подлинного новаторства в
искусстве — жизнь. Двигать искусство вперед способен только тот художник,
который живет одной жизнью со своим народом, не отрывается от него. Манера актерской игры — основной технологический вопрос режиссерского
замысла Возникает вопрос: какой же из многочисленных элементов
режиссерского замысла должен режиссер взять за основу в поисках театральной
правды будущего спектакля? Режиссер, разумеется, имеет право начать работу с любого
компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, ритма или общей атмосферы
спектакля, но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон театра,
согласно которому главным его элементом, носителем его специфики, или, по выражению
Станиславского, «единственным царем и владыкой сцены», является талантливый
артист. Все остальные компоненты Станиславский считал вспомогательными. Вот
почему нельзя признать решение спектакля найденным, пока не решен основной
вопрос: как играть данный спектакль? Другие вопросы — в каких декорациях, при
каком освещении, в каких костюмах и пр. — решаются в зависимости от ответа на
этот коренной вопрос. В развернутой форме он может быть сформулирован так:
какие особые требования в области как внутренней, так и внешней техники следует
предъявить к актерам данного спектакля? |