Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Однако два закона, которым должно подчиняться внешнее
оформление спектакля, кажутся мне обязательными во всех случаях. Во-первых, режиссер и художник должны стремиться найти для
актерской игры в данном спектакле такую внешнюю среду (вещественную,
декоративную, музыкальную, звуковую), которая помогла бы выявлению смысла
пьесы и возникающих на сцене человеческих переживаний. Это стремление
решительно не имеет ничего общего с желанием поразить зрителя внешними
эффектами. Во-вторых, внешнее оформление в театре никогда не должно
заключать в себе все, из чего состоит живущий в воображении режиссера или
художника образ. Всегда следует оставлять кое-что на долю творческого
воображения зрителя. Вещественный мир, находящийся на сцене, должен будить
фантазию зрителя в нужном направлении, чтобы она могла создать целое на основании
тщательно подобранных художником характерных признаков. Нужно с доверием относиться к творческой фантазии зрителя.
Вызвать в зрителе творческий процесс путем возбуждения в нем всякого рода
чувственных представлений, воспоминаний и ассоциаций — в этом, мне кажется,
задача театрального художника в отличие от художника кино, который всегда
имеет возможность дать вполне законченную картину внешней среды. Я думаю, что художник должен сперва прочувствовать те
представления о внешней обстановке, которые могут возникнуть у зрителя под
воздействием авторского текста. Потом, прилежно посещая репетиции, понять, в
какой степени игра актеров способна охарактеризовать обстановку и место
действия. И только после этого он может решить, чем же он должен дополнить уже
возникшие у зрителя представления, чтобы в воображении зрителя родился вполне
законченный целостный образ. Так условный прием в театральном искусстве может быть
поставлен на службу реализму. Условность, о которой идет речь, не имеет ничего
общего ни со стилизацией, ни со схематизацией, ни с конструктивизмом, ни с
чем-либо вообще, что хотя бы в малейшей степени упрощает или искажает действительность.
Правда жизни — таково назначение, смысл и цель любого сценического приема в
реалистическом искусстве, которое хочется видеть освобожденным от всего
лишнего, строгим и сдержанным во внешних декоративных приемах, но зато
бесконечно богатым, разнообразным и щедрым в проявлениях жизни человеческого
духа. |