Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но носителем этой жизни является актер. Поэтому вопрос о
творческих взаимоотношениях между режиссером и актером возникает как коренной
вопрос творческого метода в области режиссуры. Режиссер и актер Утверждают, что актер — основной материал в искусстве режиссера.
Это не совсем точно. Есть режиссеры, которые на этом положении основывают свое
право деспотически распоряжаться поведением актера на сцене так, как если бы
это был не живой человек, а марионетка. В качестве материала своего искусства
они признают только тело актера, которое они механически подчиняют своему
творческому произволу, требуя от актера точного выполнения определенных,
заранее режиссером разработанных мизансцен, движений, поз, жестов и интонаций.
Механически подчиняясь воле режиссера, актер перестает быть самостоятельным
художником и превращается в куклу. Станиславский поставил перед собой задачу оживить эту
«куклу». Для этого надо было найти средства вызывать в актере нужные
переживания. Именно на это и были первоначально направлены все усилия
Станиславского, ради этого он и стал создавать свою знаменитую «систему». В то
время он считал, что если он научится вызывать в актере нужные по роли переживания,
то форма выявления этих переживаний — то есть «приспособления» — будет
рождаться сама собой, и именно такая, какая требуется, и тогда ни режиссеру, ни
актерам не надо будет специально о ней заботиться. И Станиславский
действительно достиг удивительных успехов в поисках естественных возбудителей,
при помощи которых можно вызвать в актере те или иные переживания. Однако право
решать вопрос о том, какие именно переживания должен испытывать актер-образ в
тот или иной момент своей сценической жизни, Станиславский целиком оставлял
пока за собой, то есть за режиссером. Материалом режиссерского искусства было
теперь не тело актера, а его душа, его психика, его способность возбуждаться
заданными чувствами. Но актер и в этом случае оставался только объектом воздействий
режиссера, более или менее послушным инструментом в его руках. Если в первом
случае режиссер разыгрывал свою музыку, пользуясь в качестве инструмента телом
актера, то теперь он играл на его душе. Но ни в том ни в другом случае актер
самостоятельным творцом не становился, если, разумеется, он не вступал в борьбу
с режиссерским деспотизмом. |