Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! На последнем этапе своей жизни Станиславский пришел к
решительному отрицанию этого метода работы режиссера с актером. Он провозгласил
девиз: никакого насилия над творческой природой артиста! Он стал теперь искать
средства вызывать в актере не переживания, а органический процесс живого
самостоятельного творчества, в полной уверенности, что переживания в этом
процессе будут рождаться сами, совершенно естественно, свободно,
непреднамеренно, и как раз именно те, какие нужно. Станиславский утверждал, что самое важное в театре — это
«творческое чудо самой природы», то есть естественно, органично возникающее
переживание артиста в роли. Помочь рождению этого чуда и потом поддерживать
этот огонь, не давая ему погаснуть, — самая главная, самая важная задача
режиссера, несравнимая по своему значению ни с одной из других многочисленных
его обязанностей и задач. Только выполняя именно эту задачу, мы можем создать
настоящий театр глубокой жизненной правды и подлинной театральности. Если режиссер не умеет помочь рождению органического переживания
в актере, то как бы хорошо он ни умел строить мизансцены, какой бы
изобретательностью ни обладал по части внешнего оформления спектаклей и всякого
рода украшений в виде музыки, танцев, пения и т.п. — он кто угодно, но не режиссер
драматического театра. В драматическом театре действительная жизнь отражается
прежде всего в действиях и переживаниях актеров. Пушкин, столь скептически
относившийся к внешнему правдоподобию в театре, первым провозгласил принцип его
внутреннего правдоподобия. Вспомним его знаменитое изречение, которое так
любил повторять Станиславский: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в
предполагаемых (по Станиславскому — «в предлагаемых». — Б.3.) обстоятельствах». Поэтому истинное новаторство в театре должно включать в
себя заботу о совершенствовании актерской игры, поиски средств к тому, чтобы
делать ее все более правдивой, глубокой и выразительной. Практические успехи, достигнутые Станиславским на этом
пути, обусловили дальнейшую эволюцию «системы» и сделали ее величайшим
достижением театральной культуры; они определили собою ее непреходящее
значение в качестве общепризнанного, научно обоснованного метода актерского
творчества. В своих сочинениях Станиславский признается, что вначале
он был режиссером-деспотом и распоряжался актерами, как манекенами, но потом,
изучая естественную природу актерского творчества, открывая в этой области один
за другим новые законы, он пришел постепенно к убеждению, что режиссерский деспотизм
противоречит самой природе театра и что основанное на нем искусство не может
быть полноценным. Только творческое взаимодействие между режиссером и актером
обеспечивает полноценный художественный результат. |